Это текст о человеке, уважавшем Пушкина, но Пушкина не читавшем; водившем дружбу с разбойником Алимом-Айдамаком, но не верившим в слухи – «мало ли что о человеке болтают»; построившем на собственные средства трубопровод в 32 километра для снабжения жителей Феодосии питьевой водой; раскопавшем 80 скифских курганов , вложившем заработанное на картинах в железнодорожную линию «Керчь – Феодосия» и морской порт «Феодосия»; основателе Феодосийской картинной галереи и оставившим после себя около 6 тысяч полотен. Мы знаем его как Ивана Константиновича Айвазовского. Он художник-маринист, родом из Феодосии.
Ованес Айвазовский, «человек и аэропорт», родился в 1817-м году, в Феодосии. Это и тогда был небольшой город. А по меркам Российской Империи – захолустье, немногим отличающееся от села. Около 3 тысяч человек. Правда, Иван Айвазовский изначально был записан как «Ованес Гайвазовский». Такая фамилия досталась от отца – выходец из Армении, долгое время живший в Польше, записывавший «Айвазян» на западный манер.
Семья жила бедно и начинал карьеру будущий живописец в качестве мальчика-прислуги в местной кофейне. Разносивший кофе днём, Ованес в свободное время тайком рисует на стенах домов граффити: море и корабли. Величайший в истории художник-маринист, Айвазовский - основатель художественного стрит-арта в России. За нарушением закона, когда Ованес рисовал очередное граффити, его поймал феодосийский архитектор Яков Кох. Именно он стал первым, кто всерьёз оценил талант юного живописца и подарил запас бумаги и карандашей, чтобы тот более не рисовал на стенах и не имел проблем с полицией.
Так было угодно судьбе, что Яков Кох – по совместительству ещё и преподавал рисование детям первого человека в городе. И вскоре, после знакомства с работами юного дарования, градоначальник Феодосии, Александр Казначеев пригласил бесплатно заниматься мальчика рисованием вместе с его детьми. Эта встреча оказалась судьбоносной. Позже, Иван переехал на учёбу в столицу Крыма вместе со своим покровителем – Казначеевым, получившим новую должность.
Всё шло хорошо: учёба в городской гимназии (ныне – Гимназия №1 им.Курчатова в Симферополе), много рисования и успешное копирование западных мастеров. И вот уже по ходатайству жены губернатора Тавриды, юношу принимают в Императорскую Академию художеств, в столицу России – Санкт-Петербург, на обучение за государственный счёт. Именно там он впервые записал свою фамилию в привычном для нас виде: Айвазовский.
На учёбе, происходит событие едва не стоившее Айвазовскому карьеры. Он самовольно выставляет свои работы «как от Академии» на выставку. Рецензия прессы похвалила картины молодого живописца, отмеченного наградой выставки – Серебряной медалью, а Филиппа Таннера (наставника Айвазовского) критиковали за шаблонность и одинаковость картин. Это вызвало скандал. Француз пожаловался императору Николаю I и работы с выставки убрали.
Не помогло и заступничество добрейшего Жуковского (воспитателя детей императора), хлопотавшего когда-то за помощь Николаю Гоголю и Тарасу Шевченко. Справка. Николаю Васильевичу удалось снять запрет цензуры на «Ревизора», а Тарас Григорьевич был выкуплен из крепостных крестьян и получил бюджетное место в Академии. Но с Айвазовским такой номер не прошёл. Удалось зайти с другой стороны и привлечь другого покровителя – художника Зауервейда, преподававшего рисование детям Николая. Именно он, в неформальной обстановке, за утренним чаем, показал работы Айвазовского императору. Результат: выпуск из Академии с Золотой Медалью и путешествие по Балтике за государственный счёт.
Есть такая примета – кого рано хоронят, тот долго жить будет. В 1843-м году, Айвазовский, во время путешествия попал в шторм. Судно посчитали утонувшим, а самого художника – погибшим. Иван Константинович прочитал сам о себе некролог в газете. Ошибка была исправлена, а сам живописец прожил ещё 57 лет после своей «трагической гибели».
Доходы от продажи картин росли и вот уже Айвазовский – богатый человек, возвращается с триумфом в Крым. Чтобы обосноваться в родной Феодосии, он строит поместье с просторной залой для картин. В этом доме была открыта демонстрация картин для всех желающих. А ныне – это «Феодосийская картинная галерея им.Айвазовского».
Обласканный государственными наградами и с должностью военного художника в звании контр-адмирала – высший чин для военного художника вообще, соответствующий помощнику верховного главнокомандующего по роду войск, Иван Константинович позаботился о благоустройстве и развитии родного города. Деньги от продажи картин вложил в строительство железнодорожной ветки от Керчи и морского порта «Феодосия».
Начавшаяся катастрофическая засуха 1888-го года, когда на жителей города едва приходилось 4 литра воды в день, чуть не привела к новой волне эпидемии холеры из-за упадка гигиены. Очереди за водой, иногда доходившие до драк, произвели на Айвазовского удручающее впечатление. Здесь проявляет себя Айвазовский-мелиоратор, предвосхитивший «Проект разворота сибирских рек для азиатских степей», реализовавший его в Крыму. Для этого понадобилось «развернуть» реку Субаш, впадавшую в Азовское море и проложить 32-километровый водопровод от источника Су-Баши (село Приветное, Кировский район) в город. До прихода в Крым воды по Северо-крымскому каналу в 1970-м году, эта система была основным источником воды в Феодосии.
Последнее, что оставил после себя Иван Константинович – это завещал свой дом-галерею, вместе с картинами, статуями и другими произведениями искусства в пользу своего родного города – Феодосии. Ныне же, в 2018-м году, учитывая заслуги Айвазовского в области искусства и благотворительности, его имя было присвоено симферопольскому международному аэропорту. Перед зданием аэропорта был открыт памятник этому Великому человеку. Довольно редкий случай, когда в одном городе, в Симферополе, находятся сразу два памятника одному человеку. До этого, такой почести удостаивался только Владимир Ильич Ленин – первый руководитель Советского союза.