Там, где сейчас в Екатеринбурге стоит Дворец Молодежи, до революции находился городской ипподром. 111 лет назад, 10 июля 1911 года, на его трибунах было необычно много зрителей. Более того, толпа людей собралась даже вокруг ипподрома.
«Все кишит публикой, - писали местные журналисты. - Около больницы Красного Креста давка. Цепь солдат удерживает стремление толпы взобраться на забор. Заняты все крыши, даже на балконе водокачки в доме братьев Агафуровых видны зрители».
Причиной такого ажиотажа были не скачки, а историческое событие – впервые над Екатеринбургом должен был пролететь самолет…
ЗА ПРОСМОТР БРАЛИ ПО ТРИ РУБЛЯ
О том, что в городе состоится демонстрационный полет, жители знали заранее. О нем сообщалось в рекламных листовках и в газетах. Это были не испытания, а вполне коммерческое мероприятие. За вход на ипподром, с которого должен был взлететь аэроплан, с горожан брали по три рубля. За эти деньги в те времена можно было купить примерно 30 килограммов гречневой крупы. И такие демонстрационные полеты были в те времена довольно распространенной практикой. Например, в те же дни в соседней Перми проходило аналогичное мероприятие (правда, закончилось оно авиакатастрофой. При посадке самолет врезался в забор. Машина была искорежена, но пилот уцелел, - Прим. Ред.). Горожане не только собирались лично посмотреть на летающую машину, но и не хотели пропустить, если в столице Урала самолет тоже неудачно приземлится.
ЛЕТАТЬ УЧИЛСЯ ВО ФРАНЦИИ
Все аэропланы, на которых тогда совершались демонстрационные полеты, были зарубежного производства. Тот, что привезли в Екатеринбург, назывался «Блерио-XI бис». Он был создан французским изобретателем Луи Блерио. Это был так называемый разведывательный самолет. Впервые машина этой серии поднялась в небо всего за два года до того, как ее увидели екатеринбуржцы.
«Самый аппарат на двух велосипедных колесиках представляет из себя опрокинутую набок Эйфелеву башенку, - писали уральские газеты в 1911-м. - На таких башнях акробаты в цирке вытворяют умопомрачительные вещи, но у акробатов она более фундаментальна. В аппарате Блерио она сделана из тонкого орехового дерева, со стальными тонкими скреплениями. В широкой части башенки покоящейся на колесах, гигант-мотор в семь цилиндров, с двумя магнетами, в 70 лошадиных сил, развивающий невероятную быстроту вращения пропеллера, представляющего из себя двухлопастное весло…»
Привезли самолет в Екатеринбург на платформе почтового поезда. За его штурвалом тогда сидел 29-летний уроженец Тамбовской области по фамилии Васильев. О нем известно, что изначально он получил образование юриста и устроился на работу в казанский суд, но потом вдруг увлекся чтением авиационной литературы и решил связать свою жизнь с небом. Для этого Васильев поехал во Францию и устроился на учебу в школу изобретателя Луи Блерио. В ней он, кстати, учился вместе со знаменитым авиатором Александром Кузминским, чья тетя была замужем за писателем Львом Толстым.
ПИЛОТ ПОГИБ В ТЫЛУ ВРАГА
10 июля 1911 года жителям Екатеринбурга пришлось ждать до 20.30 – в это время на Ипподром привезли аэроплан. Тот был в разобранном виде. Его собрали на глазах у публики. Васильев надел летный костюм. Машина сделала короткую пробежку по Ипподрому, а затем взлетела.
«Совершив несколько кольцеобразных рейсов, авиатор очень красиво и плавно, внезапно остановив мотор недалеко от земли, спустился на ипподром, - писали журналисты 110 лет назад. – Аэроплан, прокатившись несколько сажень по земле, совершенно остановился, встреченный громом аплодисментов и криками вполне дольных удовлетворенных зрителей. Затем аэроплан был проведен на дорожку к павильону, где и был предоставлен осмотру публики».
По сути, с этого началась авиационная история Екатеринбурга. Затем самолеты стали более привычным для горожан явлением. Например, уже в 1924 году советский журнал «Самолет» восторженно писал о том, что в Екатеринбурге на местном аэродроме состоялось торжественное крещение приобретенных самолетов: «Красный Урал», «Уральский Комсомолец» и «Смычка». В их первый полет на пассажирские места посадили одну крестьянку и рабочего.
Что же до авиатора Васильева, который первым в истории пролетел над Екатеринбургом, то он погиб во время Первой мировой войны. Во время разведки за линию фронта у его самолета отказал мотор, из-за чего ему пришлось приземлиться в тылу врага.
Автор: Данил Свечков – «КП-Екатеринбург»