Найти тему
dvnovosti.ru

Переломанные руки и перебитые козы: как хабаровчане отдыхать умели

Перебили всех

Стоит отметить, что раньше государство выходными народ не сильно баловало - вплоть до конца XIX века рабочий день был ненормированный, да и подавляющее большинство населения составляли крестьяне и ремесленники, которых сейчас бы назвали самозанятыми. Их жизнь была простой: хочешь есть - работай. Не хочешь - как хочешь.

В этих условиях отдых и развлечения часто сочетались с добычей пропитания, для чего на Дальнем Востоке были все условия.

Так, например, в конце XIX века у жителей Хабаровска любимой сезонной забавой была охота на косуль, которых тогда называли дикими козами.

В те времена так называемая «ходовая коза» массово в течение 10-15 дней переплывала Уссури и Амур во время осенней миграции в Маньчжурию (или переправлялась по тонкому льду), а весной возвращалась назад.

На охоту высыпал чуть не весь город. У кого не было ружей, били животных, выбирающихся из воды, разными подручными предметами. Ждали косуль в местах их традиционных переправ. В районе Хабаровска лучшее место было у села Воронежское, а можно было забраться чуть подальше - на реки Обор и Сита.

   «Ходовой», то есть мигрирующей косули, к началу 20 века почти не осталось
«Ходовой», то есть мигрирующей косули, к началу 20 века почти не осталось

Стада были просто необъятны. В отчете военного губернатора Амурской области за 1888 год отмечалось, что поздней осенью был «неслыханный ход козы по направлению Маньчжурии». Добычей охотников тогда стали примерно 150 000 косуль. И это при том, что население Хабаровска и его окрестностей было очень невелико.

Все это специфичное веселье сошло на нет к началу XX века. Буквально за 10-15 лет «ходовая» коза была практически полностью уничтожена. Уже в 1898 году хабаровчане радовались, добыв хоть пару косуль в окрестностях города.

Внезапный бобслей с хоккеем

В конце XIX века в Хабаровске стало набирать популярность катание на коньках.

В декабре 1898 года первый в истории города каток устроили в саду Хабаровской военной приготовительной школы (с 1890 года - кадетского корпуса) в районе нынешних Серышева - Запарина. В праздничные дни там играл военный оркестр, зафиксирован факт массового катания членов Военного собрания Приамурского округа. Жаль не сохранилось фотографий господ офицеров на коньках.

Каток на речном льду появился в следующую зиму напротив Иннокентьевской церкви. При нем было устроено теплое помещение. Сезонная плата составляла 3 рубля, единичное посещение стоило 25 копеек.

   В конце XIX века в Хабаровске стало набирать популярность катание на коньках.
В конце XIX века в Хабаровске стало набирать популярность катание на коньках.

В дальнейшем традиция устраивать катки на льду Амура, расчищая площадку сначала напротив Иннокентьевской церкви, а позднее – напротив Соборной (ныне Комсомольской) площади сохранилась и устояла даже при советской власти.

Например, известно, что каток на амурском льду под Комсомольской площадью в 1927 году открылся 18 декабря. Он был в ведении краевого совета профсоюзов. Размер катка составлял 13 тыс. кв. метров, на нем были устроены две беговые дорожки по 400 метров, площадка для хоккея (эту заморскую игру завезли в Хабаровск американские интервенты в 1918-1919 годах, но она в итоге так и не прижилась с первого раза), место для фигурного катания.

Лед в декабре 1927 года, если верить местной прессе, заливали «особым способом», который обеспечивал его исключительное качество. При катке была «теплушка» с раздевалкой и буфетом. Работал прокат, где предлагались 100 пар коньков различных систем и размеров, хоккейные клюшки и другой спортинвентарь.

   Американцы играют в хоккей на льду Плюснинки, 1918-1918 годы.
Американцы играют в хоккей на льду Плюснинки, 1918-1918 годы.

По выходным здесь играл духовой оркестр, в будние дни музыку транслировали громкоговорители. Стоил билет для взрослых 5 копеек, для детей – 3 копейки. Прокат коньков без ботинок - 10 копеек, с ботинками – 20.

В комплексе с катком была оборудована и санная горка, которая вела с площади на лед Амура. Прокатиться стоило 3 копейки.

По отзывам трудящихся, организаторам удалось создать практически бобслейную трассу: сани развивали огромную скорость, а плохо устроенные и никак не рассчитанные виражи сделали катание чрезвычайно опасным. Несмотря на высокие борта, отдыхающих выбрасывало бог знает куда, они ломали руки-ноги и все остальное.

В итоге сани на санной горке запретили. Можно было использовать только мешки, которые смачивали водой – получались аналоги современных ледянок. Однако снова кто-то покалечился, и больше таких сооружений не строили.

Отметим, что в городе и сейчас немало любителей пострелять в лесу и покататься на коньках. А из других старых развлечений на свежем воздухе часть сохранилась практически в неизменном виде, как летние выезды на пикники на левый берег, а часть трансформировалась. Так, место гонок на отечественных тройках до Красной Речки занял дрифт по пустым ночным улицам на изделиях японского автопрома.

   Один из первых автомобилей «Ландоле» на Муравьева-Амурского
Один из первых автомобилей «Ландоле» на Муравьева-Амурского

Отметим, кстати, что 2 августа 1912 года хабаровская газета «Приамурская жизнь» сообщала: предприниматель Шошин, занимавшийся конным извозом, выписал из Германии шестиместный автомобиль марки «Ландоле» и намерен сдавать его под увеселительные прогулки. Это, между прочим, был уже второй автомобиль в городе. Первый, той же марки, купил себе годом ранее инженер-строитель Николаев.

Злачные места

Неотъемлемой частью хабаровского пейзажа конца XIX - начала XX века были китайцы. Китайскую рабочую силу массово завозили на стройки, поскольку своей не хватало, и подданные Поднебесной постепенно наводняли город, принося свои традиции.

В районе Артиллерийской горы (ныне площадь Славы) выросла целая китайская слободка. Там были свои харчевни, опиекурильни, нелегальные публичные и игорные дома и даже театры.Чем тогда кормили в китайских харчевнях — науке неизвестно. Русский народ тех лет отличался кулинарным консерватизмом и восточными блюдами не интересовался. Вплоть до того, что заставить русского человека есть рис было невозможно.

Зато примерно понятно, что происходило в опиекурильнях и борделях.

Стоит пояснить, что с 1840 по 1917 годы проституция в России была легальна. Сотрудницам домов терпимости выдавались официальные удостоверения, они проходили регулярные медосмотры (в Хабаровске специальная больница для этого была на Артиллерийской улице - ныне Истомина) и платили налоги.

Официальная секс-индустрия сперва была разбросана в историческом центре. Но после того, как в 1906 году обыватели с улицы Протодиаконовской (ныне Фрунзе) пожаловались на излишнее веселье и всякие непотребства, все изменилось. Причем горожане жаловались в том числе на происходящее на другой улице - Тургеневской. Там, если верить им, «жрицы любви» плохо влияли на воспитанниц женского училища (ныне институт Горного дела, Тургенева, 51).

   Воспитанницы женского училища
Воспитанницы женского училища

В итоге отцы города решили сплавить «квартал красных фонарей» на самую окраину - на улицу Иркутскую, где под это дело отвели большой земельный участок из фондов города. Улицу заодно переименовали в Фонарную, чтобы жители Иркутска не обижались. Работали в легальных борделях в основном русские, но было немало японок, которые стоили очень дорого, и несколько китаянок. На Фонарной даже функционировал отдельный полицейский пост со специально назначенным околоточным надзирателем (по современному - участковым).

При этом практически вся китайская проституция продолжила работать нелегально в своей слободке, часто в «комплексе» с игорными домами и опиекурильнями.

Отметим, что производство и употребление опия до 1915 года в России никак не регламентировалось и не пресекалось, и это приводило с каждым годом ко все большим проблемам. Дурманящий отдых от реальности, популярный поначалу только среди китайцев, быстро распространился, в отличие от китайской еды, и среди русского населения. Горожане во все большем количестве подсаживались на наркотик, а крестьяне забрасывали традиционное земледелие и сдавали свои поля под выращивание опийного мака.

   Бывший публичный дом на Московской. Фото 1950-1960-х годов. Сейчас на этом месте Дом одежды.
Бывший публичный дом на Московской. Фото 1950-1960-х годов. Сейчас на этом месте Дом одежды.

Проституцию в Хабаровске запретили сразу после свержения царя в марте 1917 года (Фонарную при этом снова переименовали - теперь в Московскую, и под этим именем улица дожила до наших дней). На момент закрытия публичных домов, по подсчетам местной прессы, этим бизнесом занималось более-менее регулярно порядка 300 японских, китайских и русских девушек, причем «многие из них живут с мужьями и имеют детей».

Окончательно бордели и опиекурильни в Хабаровске удалось искоренить уже при советской власти во второй половине 1920-х годов.

Выпить негде

Более традиционная «индустрия гостеприимства» в Хабаровске долго хромала на обе ноги. Все авторы вплоть до самого конца XIX века сходятся на том, что красиво поесть и выпить в городе совсем негде.

С постройкой Уссурийской железной дороги, связавшей в 1897 году Хабаровск и Владивосток, ситуация стала быстро меняться. Судя по многочисленным объявлениям тех лет в местных газетах, общепит (кабаки, кафе-столовые, кафе–шантаны) заработал со страшной силой.

Смена власти после революции 1917 года снесла все, в том числе хабаровский общепит. Но не сразу. Во время Гражданской войны хабаровская "индустрия гостеприимства" пережила короткий, но бурный всплеск. Увеселительных заведений стало едва ли не больше, чем в дореволюционные времена. Еда и напитки были в продаже абсолютно любые. Спрос имелся, несмотря на безумные цены - наш регион тогда наводнили бежавшие от советской власти богатые люди.

   Наш регион тогда наводнили бежавшие от советской власти богатые люди
Наш регион тогда наводнили бежавшие от советской власти богатые люди

Помогало и то, что война войной, но в 1918 - 1922 годах импорт продуктов в Россию продолжался, в том числе по старым контрактам. Почти весь поток шел через порт Владивостока и в условиях транспортного хаоса все это добро оставалось на Дальнем Востоке.

Сохранились воспоминания одного из хабаровчан о тех временах: "Во время войны я ел лимоны и пил кофе, а когда пришла советская власть, пришлось убивать голубей и питаться ими".

С окончательным установлением советского режима в 1920-х годах рестораны, буфеты и все остальное закрылось практически полностью. Взамен открывались столовые для рабочих и служащих, но просто так туда было не попасть - везде пускали по спискам, талонам и членским билетам.

   Фото Роберта Байрона. В 1935 году в Хабаровске было много красивых плакатов, но мало еды.
Фото Роберта Байрона. В 1935 году в Хабаровске было много красивых плакатов, но мало еды.
- Комнат в гостинице не было. Тогда я спросил, разрешат ли они мне спать на улице. И представь, тут же к моим услугам оказалось целых две комнаты, по четыре кровати в каждой. Но во всех кроватях были клопы, так что я спал на полу. На следующий день мне дали другую комнату, огромную и обставленную с изощренным садизмом: пять электрических бра и статуя обнаженной девушки, раскрашенная. У меня кончаются деньги, я только раз в день могу есть в здешнем ресторане, омерзительном, претенциозном и дорогом не по русским масштабам. Остальное время ем по-студенчески у себя в комнате - хожу на рынок за хлебом и маслом, - описывал состояние дел в Хабаровске британский журналист Роберт Байрон в ноябре 1935 года.

Дело было в здании, ныне известном как комплекс "Дальний Восток", улица Муравьева-Амурского, 18. Здесь была единственная в городе гостиница, там же был единственный ресторан.В дальнейшем ситуация стала выправляться, но лишь в 1960-х годах рестораны, кафе и гостиницы в городе появились в более-менее достаточном количестве.

Подлинное потрясение

Если говорить о более культурном досуге, то очень много хорошего написано про хабаровские театральные постановки конца XIX века. Но все они были на самом деле любительские, крайне низкого качества, хабаровчане посещали их только с великой скуки и вынуждены были хвалить, потому что иначе в маленьком городе нельзя.

Профессиональные труппы начали приезжать в город лишь после того, как в 1897 году была достроена Уссурийская железная дорога. Да и то, местная пресса жаловалась, что под видом знаменитых гастролеров приезжает бог знает кто: антрепренеры, которые выпрашивают у местных жителей граммофоны «на вечерок» и «факиры, которые явно не видели Индии».

Короче, никакой театральной культуры в Хабаровске так и не сложилось (хотя власти буквально бредили идеей построить настоящий театр), тем более что в том же 1897 году сюда добралась суперновинка - демонстрация движущихся изображений.

Первый киносеанс в Хабаровске состоялся в июле 1897 года в здании Общественного собрания (сейчас ТЮЗ). Там заезжий предприниматель Спург организовал просмотр движущихся видов Москвы, Парижа и Вены, что вызвало у зрителей, если верить местной прессе, подлинное потрясение.

   Кинотеатр дожил до наших дней под названием «Совкино»
Кинотеатр дожил до наших дней под названием «Совкино»

Новое развлечение моментально стало массовым, и отныне киноленты в Хабаровск привозили постоянно, показывая их в том же Общественном или Военном собраниях (сейчас художественный музей), Народном доме на улице Пушкинской (не сохранился).

Хотя постоянного кинотеатра в городе долго не было. Первый, построенный в 1907 году из дерева на перекрестке Муравьева-Амурского и Артиллерийской (сейчас Истомина), через три года сгорел. Зато второй, «Гранд-Иллюзион», открывшийся в 1910 году в каменном доме Зандау на Муравьева-Амурского, дожил до наших дней под названием «Совкино».

Правда, недавно появилась информация, что кинотеатр с более чем столетней историей собрались перепрофилировать в некий «центр креативной индустрии». Но этот кинотеатр много чего пережил на своем веку. Авось, и это переживет.

Напомним, новогодние елки долго были под запретом, но вместо них хабаровчане наряжали фикусы. Запрет внезапно сняли лишь в декабре 1935 года. Первую официальную елку в Хабаровске власти установили только при встрече 1937 года.

Иван Васильев, новости Хабаровска на DVHAB.ru

Фото: Госкаталог музейного фонда РФ, Гродековский музей, WWF