Найти тему

КАК ПРИОБРЕСТИ СОКРУШЕНИЕ СЕРДЕЧНОЕ И ЧТО ЭТО ДАЕТ ЧЕЛОВЕКУ?

Преподобный Симеон Новый Богослов:

"Кто не знает себя и не чувствует, в каком бедном находится он состоянии (и не ищет того), у того попусту пропадут посты и милостыни, какие совершает. Ибо жертва, Богу приятная, есть только дух сокрушен, и только за такую жер- тву подается отпущение грехов, как для такой жертвы бывают и пост, и молитва, и милостыня. Вот таинство христианской жизни, и вот как должен поступать всякий христианин!

Надлежит взыскать ту единую стезю, на которой стяжевается сердце сокрушенное и смиренное, ибо кто стяжет та- кое сердце, тот будет шествовать по земле, как бы шествовал горé - в Царствии Небесном. И в последний час смерти сокрушенные и смиренные сердцем получают удостоверение, что помилованы милостивым Богом, отходят радуясь и веселясь.

Для того человеку, общающемуся с Ним, Он дает дух покаяния, да будет сокрушен, смирен, внимателен, трезвен, умилен, чтоб не уничижать и не презирать его, когда он бу- дет молиться с таким расположением, то есть с сокрушени- ем и смирением, о коих говорит пророк Давид: «сердце со- крушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19), ибо кто не молится с сердцем сокрушенным, тот бывает презираем и уничижаем от Бога.

 Не требуется, чтоб человек взамен за душу свою дал что-либо другое, кроме познания себя, что он ничто. Только при этом способен он будет принести Богу сердце сокрушенное и смиренное - единственную жертву, которую всякому благочестивому человеку пристойно приносить Богу. Этой одной жертвы Бог не уничижит, зная, что человек ничего не имеет собственного, что бы мог принести Ему, как говорит и святой Давид: «жертвы Ты не желаешь, —я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50, 18-19).

 

 Этой жертвой спасались, спасаются и будут спасаться все цари, вельможи, благородные, низкородные, мудрые, неученые, богатые, бедные, нищие, воры, обидчики, лихоимцы, развратники, убийцы и всякий род грешников. Глубина смирения - этой спасительной жертвы - должна быть измеряема мерою грехов, то есть по мере грехов, какие наделал человек, да будут у него и смирение с сокрушением. Но и самые праведники, и преподобные, и чистые сердцем, и все спасенные спасаются не иным чем, как этою жертвой.

И милостыня, и вера, и удаление от мира, и самый великий подвиг мученичества, и всякие другие жертвы возжигаются от воспламенения этой жертвы, то есть сокрушения сердечного. Это такая жертва, для которой нет греха, побеждающего человеколюбие Божие. Для этой единой жертвы (чтобы была и сохранялась) бывают болезни, скорби, тесноты, самое падение, страсти душевные и сопутствующие им страсти телесные все для того, чтобы всяким богобоязненным приносима была Богу эта жертва. Кто приобретет эту жертву сокрушения со смирением, тому некуда пасть, потому что он имеет себя ниже всех. И Бог сошел на землю и смирил Себя даже до смерти не для чего другого, как для того, чтоб в верующих в Него созидать сердце сокрушенное и смиренное...

Умиленное сокрушение... приносит плоды добродетелей или, лучше сказать, творит все добродетели... Посему кто хочет отсечь страсти или стяжать добродетели, тому подобает паче всякого другого добра и подвига со всем усердием взыскать умиленного сокрушения, потому что без него никогда не увидать ему души своей чистою. 

Ибо как невозможно без воды вымыть загрязненное платье, так невозможно и душу омыть и очистить от скверн греховных без слез... Пусть имеет кто сердце жесточайшее меди или железа или даже адаманта, как только придет оно, тотчас делает его мягчайшим воска. Ибо умиленное сокрушение есть некий огонь Божественный, растапливающий горы и камни и превращающий их в луга и сады; оно изменяет души, его приемлющие, и бывает внутрь их источником, источающим живую воду, которая непрестанно бьет ключом...

 Перво-наперво оно омывает скверну грехов у тех, которые делаются причастными его, потом вслед за омытием скверны грехов оно отмывает и страсти и отбрасывает их, срывая будто струпы с ран, разумею лукавство, зависть, тщеславие и все порождения их. И не только это делает, но, как некий пламень огня, пробегает (по всему составу нашему), мало-помалу жжет и опаляет эти страсти, как терния, и наконец совсем уничтожает их. Это умиленное сокрушение сначала делает то, что стяжавший его горит сильным желанием совершенно избавиться и очиститься от страстей, потом возбуждает желание тех благ, которые уготованы от Бога любящим Его. И все это делает Божественный 🔥 огонь сокрушения посредством слез... Тот, кто проходит некоторые добродетели и трудится в них, не получит никакой от того пользы без этого и блаженного сокрушения - госпожи и творительницы всех добродетелей...

Страх Божий и чувство праведного Его воздаяния истнивают плоть и сокрушают кости, подобно камню, некоей машиной спускаемому и сильно давящему виноград, прежде истоптанный в точиле. Ибо обыкновенно прежде ногами истоптывают виноград, а потом сдавливают его камнем, чтоб выжать последние соки его.

 Так и страх Божий делает то, что человек становится попранием всех людей, а когда сотрется вконец гордыня его и тщеславное мудрование плоти его, тогда ниспадает на него свыше мысленный камень, легчайший и благой, то есть святое смирение, и выжимает из него всю сырость плотских удовольствий и страстей и делает благоугодной и добротной душу, таким образом смирившуюся и сокрушившуюся...

Он [Царь Давид], размыслив сам с собою, сколь благого и щедрого Владыку прогневал тем, что сделался преступником заповедей Его и оказался неблагодарным к Нему забыв многие и неисчетные дары Его и благодеяния, всю жизнь свою болезновал о том душою и горькие проливал слезы, как сам удостоверяет в том. Он сам себя поражал чувствами своего несчастья и бедственного положения, сам себя всячески сокрушал и смирял, рыкая от воздыханий сердца своего, как нам каждодневно возвещают о том псалмы его! 

Такие скорбения причинял сам себе Давид, когда покаялся, несмотря на то что был царь и должен был заботиться о толиком народе, о жене и детях, о доме и царстве. Что также сделали Манассия и все другие, покаявшиеся после него, о коих знаешь и сам ты, как то: Петр, верховный из апостолов, мытарь, разбойник, блудница?... 

Что сделал блудный сын истративший отцовское наследие с блудницами и мытарями? За какие дела все эти получили прощение грехов своих? За посты ли свои или бдения? За милостыни ли, розданные бедным, или за другой, тяжелый для тела труд? Нет, не за это получили они прощение, а за искреннее раскаяние, за сокрушение и болезнование сердца, за слезы, излитые ими из глубины души по причине осуждения их совестью своею. 

Пришедши в чувство грехов своих, каждый из них осуждал и окаявал себя, и плакал от души, и за это получал прощение грехов своих. Это же самое бывает и теперь со всеми, прибегающими ко Христу с теплыми слезами и истинным покаянием...

Плод делания заповедей... есть умиленное сокрушение...

Кто не внимает себе, тот не может быть нищ духом, не может сокрушаться и плакать...

Подвигнемся на труд содержать сердце свое чистым посредством добронравия и благих расположений, посредством хранения совести и всегдашнего исповедания сокровенных помыслов сердца. Если будем исповедовать их часто, а лучше если каждый день, с сокрушением и болезнованием сердечным, припоминая все и осуждая себя за все, делом ли сделали что худое, или умом помыслили недоброе, или слово сказали нехорошее, то через это стяжем покаянное и сокрушенное сердце...

Сокрушению сердца способствуют скорби, искушения и удаление от мира. Кто... мало-помалу забывает мир и то,что в мире - деньги, имущества, родных и, соответственно тому, единится и сочетавается с духовным, то есть чем более отдаляется от мирского, тем более прилепляется к духовному.

 Преуспевая же таким образом день ото дня, он замечает, как мало-помалу истощаются злые помыслы, прежде не дававшие ему покоя, и отбегают от него; потом познает, как сердце его умягчается сокрушается, приходит в смирение и рождает смиренномудрые помыслы; а когда восчувствует все сие, тогда посредством всего сего, и также через многие скорби и искушения, приходит в сокрушение и слезы; и чем более смиряется, тем более сокрушается, потому что смирение рождает плач, а плач питает матерь свою, то есть смирение, и возращает ero.

Если какой грешник, вняв тому, что говорит Иоанн Богослов: «всякий согрешающий не видел Бога, ни познал Его» (1 Ин. 3, 6), придет в чувство и, познав, какому бедствию подпал он из-за грехов своих, приимет свет покаяния и начнет нести подвиги покаянные посредством показанных дел - поста, молитвы и прочего, чтобы Бог, видя сокрушение сердца его, смирение и ревность, возблагоутробствовал к нему и примирился с ним, то Бог, видя смирение его и труд, оставляет все грехи его, примиряется с ним и являет в нем знамения этого помилования и примирения. Таковые знамения суть - упокоение от страстей, которые его одолевали, ненависть ко греху, страх Божий...

Прежде всего надлежит сделаться верным и с Богом примириться и содружиться, испросив у Него отпущение всех прежних грехов, словом, делом и помышлением соделанных. Душа, с Богом примирившаяся и содружившаяся, бывает кроткой, смиренной и сокрушенной. Это и служит знаком примирения и содружения с Богом. Ибо Бог обыкновенно эти первые даёт дарования верующим.

Бог подаст христианину, если просит, следующие великие и высокие дарования, которых сам собой никто стяжать не может, именно: сердце сокрушенное и смиренное, трезвенное и целомудренное, покаянное и плачущее, подаст ему память о смерти и будущем суде, мудрость и разум понимать Божественные Писания, смысл боятися Бога, силу молиться со страхом, благоговением и благодарением, подаст непорочность, кротость, терпение и благодушие...

Когда получит благодать Божию, то найдет себя сокрушенным, смиренным, себе внимающим, умиленным и каю- щимся о всех худых делах, какие наделал прежде. И тогда посредством такого устроения внутри познает он, как велика немощь его и как непотребны и срамны грехи его, сознавая, что одним неразумным животным они свойственны, душе же разумной непристойны и далеки от человека, имеющего ведение. Такова первая благодать и первое просвещение, подаваемое душе от Бога!...

Дай мне, сокрушение и плач и сподоби во мраке сей жизни, в этом мире, в долине скорби - поработать Тебе и добре послужить и святые заповеди Твои сохранить...

Надлежит нам всячески изыскивать, каким бы способом могли мы избежать наветов диавола. Но никаким способом не можем мы избавиться от него, кроме как если прибегнем к Богочеловеку Иисусу Христу со всем смирением души и крайним сокрушением сердца. Тогда Христос Сам будет воевать за нас через нас, и мы успокоимся, ибо противостояние и преодолевание этого врага нашего никаким другим способом не бывает, как только единым Христом Господом.

Когда слышит: «блаженны плачущии» (и рассудите, прошу, не сказал: плакавшие, но - плачущии, то есть те, которые всегда, каждый день и каждый час плачут), должен подумать, плачет ли он каждый день, ибо если он смирен действием покаяния, то, конечно, не пропустит ни одного дня и ни одной ночи без слез, плача и сокрушения. 

Когда душа придет в такое доброе состояние и навыкновение и так будет каждодневно смиряться и сокрушаться, тогда она ни одного дня не пропустит без слез, подражая Давиду, который говорит о себе: «Утрудился я от воздыханий моих, каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими орошаю постель мою» (Пс. 6, 7)".

Если статья или цитата Вам понравилась, перешлите статью Вашим друзьям и знакомым, поставьте понравилось, оцените статью👍, подписывайтесь на канал и рекомендуйте его знакомым!