Найти тему
Ясность мысли

Кому не приносит удовольствие тратить деньги?

Вот-вот наступит Новый год и Рождество. То ли по привычке, то ли от чистого сердца вы подготовили подарки для себя и других. Делали вы это заранее или в последний момент? Ждали вы скидки или купили по завышенной цене? Покупали по списку или действовали импульсивно? Список вопросов можно продолжать...Но что во всём этом можно интересного для себя увидеть? Можно было бы раскрыть тему мотивации, стоящей за покупками и вложениями, ответить на вопрос, для чего и зачем человек тратит деньги: поддержание статуса, достижение цели и т.д. Но мне кажется наиболее интересной идеей раскрыть разные СТРАТЕГИИ ДЕНЕЖНЫХ ТРАТ, учитывая то, какой эмоциональный след оставляет эта покупка. И это будет вводной частью к моему следующему ролику про ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ, ИНТЕРНЕТ-ШОПИНГ, ДОНАТЫ В ВИДЕОИГРАХ.

Классификация носит развлекательный и познавательный характер. Названия придуманы для более точного попадания в описание групп покупателей.

МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЕ: те люди, которые на подъёме своего настроения (вызванном либо привлекательностью самой покупки, либо другими обстоятельствами) импульсивно могут потратить определённую сумму денег, которая воспринимается ими как существенная (каждый человек в зависимости от многих факторов приписывает деньгам свою ценность и значимость). Перед покупкой товар кажется очень привлекательным, желанным, нет сил перед ним устоять. Однако после оплаты они продолжат проверять цены, соотноситься с тем, на сколько выгодно купили товар, начнут думать о том, а правда ли эта покупка была нужна, стоила ли она этих денег; возможно, будут ориентироваться на одобрение со стороны значимых людей. И если так получится, что товар можно было купить дешевле, или окружающие не оценят приобретение, или покупка по итогу не принесёт удовольствия, то они могут впасть в уныние, жалеть потраченные деньги, корить себя за импуливность, несдержанность. И, застряв в этих переживаниях, будут какое-то время пребывать в подавленном настроении и возвращаться в это состояние, когда будут вспоминать о произошедшем. И чем больше таких покупок, тем больше будет ситуаций для фрустрации. Знал ли человек изначально, что покупка приведёт его к разочарованию, бессознательно ли отрицал негативные стороны приобретения, чтобы потом себя корить? Такое может быть, но далеко не всегда. Но есть отдельная группа людей, которые тратят деньги для причинения себе вреда.

МНЕ ПЛОХО, НО ХОЧУ, ЧТОБЫ БЫЛО ХУЖЕ: те люди, которые проявляют импульсивность в трате денег для причинения себе вреда. Ведь эта трата приведёт к негативному для них исходу: конфликту со значимыми людьми, отсутствию денег на дальнейшее существование, ощущению бестолковости приобретения. Эта импульсивнось также может проявляться в других сферах, которая может предполагать для человека риски, в том числе нарушение ПДД. И опять же в целях причинения себе вреда.

Другая группа людей со стратегией СКАЖИ ПОКУПКАМ ДА- это те люди, которые могут с большим удовольствием импульсивно потратить какую-либо сумму денег на мелочь или на что-то более существенное. При покупке они ориентируются на себя, свои потребности, своё представление о привлекательном, выгодном, практичном. Возможно, именно поэтому эти траты не приносят разочарований, ведь они действовали по зову сердца. А сердце и ум говорит, что это нужно купить немедленно, срочно, это именно то, что нужно!! Разочарование может быть в том случае, если покупка приобреталась для кого-то, и этого кото-то подарок не впечатлил.

Кто точно не будут разочаровываться от своих приобретений - это ЭЗОТЕРИКИ, которые считают, что деньги - это энергия, их нужно отдавать, чтобы они снова приходили. Интересно то, что подобные размышления являются возможным защитным механизмом от негативных представлений о тратах. Ведь есть те люди, кто в силу своих установок, в силу своего воспитания просто не может позволить покупать себе что-то, что будет их радовать. И, услышав или прочитав эти размышления, в целях каким-то образом оправдать свои покупки или решиться на них про себя или в слух скажут: "Деньги- это энергия, а энергией надо управлять". От кого также можно услышать эти размышления? От тех, кто продаёт: одежду, курсы, марафоны.

Для кого деньги не энергия, это для РАЗВЕДЧИКОВ. Это те люди, кто выбрал для себя покупку, положив её в виртуальную корзину в целях дальнейшего анализа рынка предоставляемых товаров, в целях соотнесения с ценой на других маркетплейсах. Эти люди не часто совершают импульсивные покупки. Для них важно изначально взвесить все за и против, чтобы не прогадать. Для них характерен контроль над своими действиями и решениями и (что удивительно для тех, кому характерны более импульсивные покупки) выдержка. Эти люди могут долго принимать решения без душевных терзаний. Когда покупка будет совершена, она принесёт много удовольствия в том числе от того, что другие купили это, допустим, дороже. А если после покупки окажется, что можно было купить что-то дешевле и лучше? Будет разочарование.

Есть те, кто долго планирует покупку не из-за стремления взять товар на более выгодных условиях, а из-за своего недоверия к продавцам. Назовем их ласково СОВКАМИ. Это те люди, которые будут выбирать для себя привычные покупки и привычный способ трат. К онлайн покупкам будут относиться с некоторой долей скептицизма, ведь "могут что-то подсунуть". Они обязательно должны поехать в магазин, потрогать, пощупать, понюхать. Возможно, возьмут с собой компанию, чтобы покупку можно было с кем-то обсудить. Будут долго взвешивать все за и против. Это говорит о контроле над своими действиями, но вовсе не говорит об определенном уровне интеллекта. Эти люди могут не владеть всей необходимой информацией о товаре или могут не уметь оперировать поступающей инфомацией о товаре. Поэтому такой подход вовсе не гарантирует, что покупка будет более выгодной, чем могла бы быть, но скорее они этот факт будут отрицать.

Есть люди, кто тоже проявляет консерватизм, но в основе лежит не недоверчивость, а тяга к привычному и любимому. Эту группу покупателей назовём PETROL HEAD. Суть в том, что эта группа людей имеет своё личное представление об удовольствии и приятном времяпрепровождении. Они любят ездить на определённых машинах, развлекаться определённым способом, носить определённую одежду. И новшества в привычном может спровоцировать негативную реакцию. Поэтому и деньги они откладывают на привычные покупки, импульсивность там не значительна.

За отсутствием импульсивности может также скрываться тревожность. И такое может наблюдаться даже у богатых людей. Такую группу людей мы будем называть СКРУДЖАМИ. За тревогой расстаться с деньгами может стоять тревога о чем-то ином, например, о будущем, о потерях с представлениями в катастрофической форме с паникой.

Есть и те, кто и готов потратить больше, но они предпочтут жаловаться о том, что у них нет такой возможности. Назовем их ДЕПРЕССИВНО-ПЕЧАЛЬНЫМИ. Я буду говорить про дееспособных, активных людях. Это те люди, которые будут говорить, что им зарплата не позволяет совершать приятные и ощутимые покупки. И ради переживания внутреннего дискомфорта, ради пребывания в негативном состоянии, ради ожидаемой реакции окружающих они не будут искать новую работу или подработку, они будут стремится сохранить прежнюю жизнь, ведь так привычнее и в какой-то степени комфортно.

Есть и другие группы покупателей. Но в этой статье я предпочту поставить точку. Если нашли в описании себя или своих знакомых, поделитесь в комментариях.