Найти тему
Finversia

С новым 2023 годом!

Новогоднее поздравление Дмитрия Потапенко и Яна Арта.

Уходят последние минуты старого 2022 года. Еще совсем немного и 2023 год станет нашей, как теперь говорят, «новой реальностью».

Еще говорят, по восточному гороскопу это год Кролика. Астрологи считают, что это будет добрый год, потому что Кролик – животное пушистое, милое, доброе, робкое и чуткое.

Каждое слово – мимо нас сегодняшних. В этом году мы не пушистые – мы колючие. И не добрые. И, увы, не чуткие.

И, к сожалению, мы перестали быть робкими – совсем. Так ведь не быть трусами, не быть робкими – это же хорошо!? И да, и нет.

Потому что, судя по всему, мы перестали бояться даже того, что мы способны сделать с нашим домом, с планетой, с нашим миром. А это – не та храбрость, которая нам сейчас всем нужна.

Возможно, нам в новом году стоит хотя бы немного больше полюбить свой дом и свой мир. Личный, настоящий дом – а не то, что мы ошибочно называем государством. И еще перестать увлекаться борьбой. И длиной своих колючек.

Черчилль когда-то сказал, что каждый человек – это больше, чем вселенная. Но когда человек пуст и у него в душе нет настоящего мира – это уже больше, чем черная дыра. В черную дыру очень легко провалиться и тогда мы теряем и себя и вселенную, хотя иногда кажется, что там мы находим единственно верный путь. А все прочие дороги – это тупики, ошибки и вражеские происки.

Это вранье. Единственно верным путем, как правило, не бывает тот, на который вас тянут за руку. Единственно верный путь – это тот путь, по которому идете вы. А с вами идут те, кого вы любите.

И вот каждый новый год – это такой путь.

Я желаю и вам и себе, чтобы на этом пути мы миновали все черные дыры и не потеряли ни надежды, ни юмора, ни сил, ни, тем более, любви. Желаю, чтобы на протяжении этого пути мы чаще видели мирное время над головой. Желаю, чтобы никогда не опускали ни рук, ни головы. Желаю, чтобы не списывали на «времена, мол, такие» ни свои слабости, ни свои отречения от того, что для нас важно в этой жизни и за что мы готовы бороться. Потому что времена, как известно, не выбирают, – зато можно выбрать дорогу, по которой вы идете даже тогда, когда вокруг становится темно. Если темно – просто зажигайте свет – точно также как сегодня вы зажжете свет свечей за новогодним столом и свет гирлянд на вашей елке…

Свет свечей на елке – он же такой маленький, такой детский, такой игрушечный…. Я напомню одну историю, которая случилась давным-давно, больше ста лет назад, где-то на западном фронте – том самом, на котором «без перемен».

Тогда в рождество полк французских зуавов обстреливал германские позиции. И один немецкий фельдфебель поднялся из окопа с маленькой елкой, пронес ее под огнем до середины нейтральной полосы, вкопал в кочку и зажег на ней свечи. И стрельба смолкла. Всего лишь на один день, но – смолкла. Наступил мир длиной в день.

Вот такой он волшебный, этот новый год, что в его волшебство верят не только маленькие дети, но и немецкий фельдфебель…

Счастья вам, мира и света в новом году!

Дмитрий Потапенко

У кого-то через несколько минут, у кого-то – через несколько часов на елках зажгутся звезды. Помните, Иммануил Кант сказал когда-то: две вещи приводят меня в непрестанное изумление – звездное небо над головой и нравственный закон в душе человека. А еще помните – это было в фильме «Звездная пыль» – мы точно знаем, что люди смотрят на звезды, но смотрят ли звезды на нас?

В Новый год – звезды смотрят на нас. И маленький посланник этих звезд – вифлеемская звезда на вашей новогодней елке – опять зажигается, как зажглась 2023 года назад над всего лишь старым хлевом…

Даже в самые мрачные времена не говорите, что живете в хлеву, – иногда главные звезды зажигаются там, где мы и не чаяли… И даже во времена, когда казалось бы ни свет звезды, ни свет разума уже не способны пробить душную завесу.

Да, нам вновь и вновь скажут: «Год был трудный». Или мы скажем сами себе: «Год был трудный». Но он – всегда трудный. Жить вообще трудно, ведь мы же люди, а значит, наделены таким странным даром: сострадать – беззащитному, любить – невечное, надеяться на недоступное и верить в немыслимое.

Что же пожелать друзьям под вифлеемской звездой?

Желаю не искать веру где-то наверху – искать ее внутри. Надежда – это тоже не посылка от кого-то – это здесь, это, скорее, свеча в вашей руке. Любовь – это только вы, только ваше сердце.

Желаю иметь мечты. Не желания называть мечтами, а настоящие мечты, такие, чтобы звезды улыбались, глядя на нас.

Желаю трезво смотреть на жизнь. Считать прежде, чем спорить. Говорить простыми и ясными словами. Но – не впасть в цинизм и всегда видеть эту троицу – веру, надежду и любовь.

Впрочем. кто я такой, чтобы учить других, как жить, когда сам толком не научился? Могу только поделиться уроками троих людей, которые помогали и помогают мне в самые темные времена.

Лоис Буджолд. Чем отличается честь от репутации? Репутация – это то, что думают о нас другие, а честь – то, что мы знаем о себе сами.

Гилберт Честертон. Ну и где теперь твой Ноттинг-хилл, спросили его. Там, куда дотянется кончик моего меча, – там мой Ноттинг-хилл.

И наконец Стефан Цвейг. Я много раз вспоминал его слова на нашем канале и сейчас хочу повторить их вновь:

«История – это приливы и отливы, вечные взлеты и падения; никогда право не бывает завоевано на все времена, никогда свобода не гарантирована от насилия, постоянно принимающего новые формы…. Именно тогда, когда мы воспринимаем свободу уже как нечто привычное, а не как священное достояние, вдруг из мрачного мира страстей вырастает таинственная воля, стремящаяся совершить насилие над свободой; и всегда, когда человечество слишком долго и слишком беззаботно радуется миру, им овладевает опасная тяга к упоению силой и преступное желание войны.

Ведь чтобы продвигаться вперед к своей неисповедимой цели, история время от времени создает непостижимые для нас кризисы; и как в период наводнения сносятся самые прочные дамбы и плотины, точно так же рушатся оплоты законов; в такие жуткие моменты человечество, кажется, движется назад к бешеной ярости толпы, к рабской покорности стада.

Но так же как после всякого наводнения вода должна схлынуть, так и всякий деспотизм устаревает и остывает. Только идея духовной свободы может постоянно возрождаться, ибо она вечна как дух.

Если кто-то извне на какое-то время лишает ее слова, она прячется в глубинах совести, недосягаемых для любого вторжения. С каждым новым человеком рождается новая совесть, и кто-то всегда вспомнит о своем духовном долге – возобновлении давней борьбы за неотъемлемые права человечества и человечности; вновь и вновь Кастеллио будет подниматься на борьбу против всякого Кальвина и защищать суверенную самостоятельность убеждений от любого насилия».

…Мне кажется, многое, что происходит сейчас, объясняется тем, что в мире стало слишком мало любви. Когда мне было 16 лет, я выписывал из книг места, которые по какой-то причине тронули мое сердце. И тогда почему-то, будучи всего лишь мальчишкой, я навсегда запомнил финал «Потомков солнца» Андрея Платонова: «Но ничего не изменилось – только любовь стала мыслью, и мысль в ненависти и отчаянии истребляла тот мир, где невозможно то, что единственно нужно человеку, – душа другого человека»...

Я вижу, как ненависть и отчаяние вновь и вновь пытаются уничтожить мир каждого из нас.

Но я точно знаю, что другая мысль – мысль, напоенная любовью, – она как то, о чем когда-то написал, умирая, Тургенев, она сильнее смерти и страха смерти, только ей держится и движется жизнь.

И еще одно, последнее новогоднее пожелание – всего лишь из банального и простенького боевика: «Возможно, будущее предопределено. Я не знаю, Знаю только то, чему научил меня Терминатор: борись и никогда не сдавайся. И я не сдамся. Битва только началась»…

Ян Арт

Перейти на сайт Finversia.ru

Смотреть канал Finversia YouTube