Привычный нам праздник Нового Года появился в России благодаря
Петру I. Он сдвинул рубеж нового года с 1 сентября на привычное 1 января. Именно Пётр повелел украшать дома ёлками и можжевеловыми ветвями по европейскому обычаю.
Традиция постепенно закрепилась в России после смерти Петра, но резко оборвалась в 1914 году. 1 августа Германия объявила войну России и страна вступила в Первую Мировую. Началась агрессивная борьба со всем германским. Немцы массово эмигрировали из России, скрываясь от погромов. Санкт-Петербург, имевший немецкое название, был переименован в Петроград. Празднование Нового года, которое Пётр подсмотрел в западной Европе, тоже оказалось под запретом.
Но вот через три года, в 1917-ом, грянула революция и почти все царские указы и законы отразились с точность до наоборот. Так и Рождественские ёлки вновь оказалась легальными. В этом был чёткий коммунистический посыл. Раньше пролетарии и крестьяне с завистью смотрели на ёлки в домах буржуев, а теперь рождественские хороводы стали доступными для всех! При этом новая власть единого отношения к ёлкам не имела, все понимали, что Рождество праздник сугубо церковный, а от религиозного сознания граждан нужно отлучать.
Самое интересное, что Ленин, ёлки по-видимому очень любил и на старости лет от светлого праздника отказываться не планировал. Так в 1919 году Ленин вместе с женой Надеждой Константиновной Крупской и сестрой Марьей Ильиничной посетил новогоднюю детскую ёлку в подмосковных Сокольниках.
Причём выглядело это точь-в-точь как пришествие Деда Мороза. Ленин поздним вечером приехал к детям, они читали доброму мудрому старику стихи, а он слушал их желания и дарил подарки. Ну и какой же Дед Мороз без Снегурочки? Её роль выполняла Крупская, которая в то время жила в Сокольниках и лечила свою обострившуюся болезнь. Ленин с сестрой её периодически навещали.
Примерно такой миф возник об этой поездке, да и вполне возможно всё и было именно так. Правда, есть одна интересная подробность. Когда Ленин ехал в Сокольники его машину остановили бандиты, не опознали в пассажире Ленина, обшманали всех и угнали автомобиль вместе с ценными вещами. Разумеется, преступников потом нашли, а эпизод, символично отражающий дух времени, в пересказе истории не фигурировал.
Об этой поездке в 1960-м году выпустят фильм на диапозитивах, где долгое отсутствие машины с Лениным будет повторять обычай позднего появления Деда Мороза под Новый Год:
Впрочем, до середины 1920-х годов рождественские ёлки по всей стране отмечались с размахом. Видимо, в годы гражданской войны и установления новой власти, Рождество меньше всего беспокоило большевиков. Однако после смерти Ленина в 1924 году советская власть наконец начинает поступательную критику рождественских ёлок.
Сначала в 1926 году Иосиф Сталин резко осуждает обычай устанавливать и украшать ёлки, как традицию проклятого старорежимного прошлого. В 1928 году начинается новый этап анти-религиозной компании. На 15 съезде партии в 1928 году Сталин выступает с речью, разносящей партию за неспособность вести эффективную антирелигиозную борьбу. Гайки закручиваются окончательно. Попов и верующих начинают арестовывать и расстреливать. Разумеется, ни о каком празднике Рождества Христова и речи быть не могло. Вместе с ним запрещают и установку ёлок. За силуэт светящегося дерева в окне можно было попасть на выговор в милицию, устраивались даже рейды по квартирам работников госучреждений с целью нахождения незаконных ёлок.
Рождественская елка — это фетиш. Выбросив иконы за окно, мы прячем бога за елку. С этим позорным явлением необходимо кончать. Конечно, нет и не должно быть места ни елке, ни рождественским подаркам
Писали в советском журнале «Безбожник у станка» (№ 12, 1928 года)
Немало внимания уделялось и вопросам так популярным сегодня вопросам экологии. Вырубать еловые леса ради праздного безделья было просто недопустимым, ведь они давали столько функциональных материалов и очищали воздух.
"Пьяное рождество", "религиозный дурман" и многие другие ругательства сыпались на Рождество:
Главным двигателем пропаганды были дети, которых буквально заставляли отрекаться от ёлки, к которой некоторые уже успели привыкнуть:
(как же символично выглядят ошарашенные, потерянные лица детей на первой фотографии)
Доходило до смешного. Вот петиция социально-ответственных шестилетних воспитанников детского сада, протестующих против вредной "буржуазной" ёлки:
Борьбу с ёлкой вынужденно поддерживали все. Так например, выдающийся русский поэт-обриэут Александр Введенский в 1931 году опубликовал стихи в детском журнале "Чиж" (№ 12):
Не позволим мы рубить
молодую ёлку,
не дадим леса губить,
вырубать без толку.
Только тот, кто друг попов
Ёлку праздновать готов.
Мы с тобой — враги попам.
Рождества не надо нам.
Строки "Только тот, кто друг попов, ёлку праздновать готов" станут одним из самых популярных предновогодних лозунгов в следующие годы
На смену Рождеству пришёл «День индустриализации», в который переименовали праздник в 1929 году. На новом празднике читались доклады на политические темы, а вся художественная самодеятельность строилась вокруг фигур красноармейцев и комсомольцев.
Но дети! Дети хотели магии, праздника, чудес. И чудес не из рук комсомольцев, а магической атмосферы у огней рождественской ёлки. Поэтому неофициальная торговля рождеством шла полным ходом:
Все резолюции и приказы советской власти оказались бессильны: дети победили, и в Москве оживлённо торгуют рождественскими ёлками и ёлочными украшениями. ЦК союза безбожников требует запретить дальнейшую продажу, чтобы не укреплять среди молодёжи «религиозные пережитки».
Сообщает газета «Возрождение» от 1 января 1929 года.
В итоге, несмотря на все идеологические указы и постановления, дети победили, но произошло это только через 6 лет.
28 декабря 1935 г. от лица Второго секретаря ЦК КП Украины Павла Постышева была опубликована заметка в «Правде» с очень оптимистичным и долгожданным лозунгом:
Сама статья, видимо, обсуждалась со Сталиным и была опубликована с его одобрения. Эффект был неслыханный. Статью перепечатали десятки газет, на открывшихся вскоре новогодних базарах был огромный ажиотаж. А одна из самых пышных ёлок с маскарадом была организована в Харькове, где Постышев заранее распорядился о подготовке праздника, ведь знал какой оптимизм вызовет статья.
Но как же быть с антирелигиозной политикой, которая всё ещё бурно продолжалась? Всё было просто. Рождество отменили в принципе и тем самым побороли церковь, а ёлку сделали атрибутом Нового Года, при чём осмыслили её как всенародный советский символ, вокруг которого в новом государстве все будут равны. Игрушки на ёлке тоже стали соответствующими:
Таким образом хронология следующая:
1) Сначала до революции Рождество мы праздновали вместе с католиками 25 декабря.
2) После 1918 года, когда большевики перешли на Григорианский календарь, празднование, как и все даты, сместилось на 13 дней, то есть на 7 января.
3) А вот после 1935 года празднование, с уже совсем не рождественской ёлкой, стало проходить в Новогоднюю ночь.
В 1937 году в разгар сталинского террора образы Деда Мороза и Снегурочки вновь вошли в обиход и стали массово тиражироваться. Причём настолько сильно, что уже во время первых лет Второй Мировой войны Дед Мороз появлялся в образе война-защитника:
Эпилог
Конец истории триумфального возращения Рождества трагичный и прозаичный. Сталин, который сам в 1920-х годах отменил Рождество, стал новым символом счастливых новогодних праздников. Ёлки в 1930-х годах наряжали, благодаря товарища Сталина за счастливое детство. Ну а Павел Постышев, который первым взял на себя ответственность за декларацию необходимости вернуть обществу счастливые праздничные ёлки, попал в опалу. Он застал празднование лишь четырёх новогодних ёлок, в 1939 году Постышева объявили вредителем и "троцкистом" и расстреляли.