Этот цикл статей посвящен явным и скрытым манипуляциям предприятий пищевой промышленности, главной целью которых является увеличение спроса на продукцию. И речь здесь идет не об обмане, поскольку прямой лжи в таких действиях нет.
Это скорее направленная и удобная для производителя дозированная подача информации о товаре, разработка продуманного названия, специфическое оформление дизайна и тому подобные вещи, которые искажают наше восприятие потребительских качеств и свойств конкретной товарной единицы.
Для чего нам знать о подобных действиях производителей, ведь обмана покупателя в них нет? Во-первых, он практически есть, потому что при помощи манипуляций производители незаслуженно повышают имидж или качество реализуемого товара в наших глазах. А во-вторых, мы обязаны судить о продукции по реальным, а не притянутым за уши характеристикам, поэтому должны знать, где информация явно искажена или приукрашена.
Выдуманные достоинства
Когда производитель подсолнечного масла при помощи рекламы гордо информирует нас о том, что его растительное масло не содержит холестерин, он не врёт. И надписи на этикетке продукции дополнительно убеждают нас в этом.
Мы в общих чертах помним, что холестерин – это вредно, и поэтому информация о его отсутствии в составе продукта дополнительно оказывает на нас давление, провоцирует сделать выбор в пользу именно этого товара.
Но не каждый из нас в суматохе продуктового шопинга вспомнит, что холестерин – органическое соединение, содержащееся в мембранах клеток представителей животного, а не растительного мира. Ни в одном подсолнечном или кукурузном, оливковом и т.п. масле холестерина просто не может быть в принципе. Это явный пример манипуляции, основанной на стремлении людей к здоровой пище.
Приставки «эко», «био», «натур» и т.п. к названию продукта.
Тему подобной маркировки мы подробно рассмотрим в отдельной статье, а пока можем сказать лишь кратко:
ЭКО – значит, что выпуск, транспортировка, утилизация продукта ведется с минимизированными рисками для окружающей среды, т.е. о пользе для конкретного покупателя речь не идет вовсе. Регулируется ГОСТами: ИСО 14020-2011, 14021-2000, 14024-2000, 14025-2012.
- БИО – наличие данной приставки регулируется ГОСТ Р 52738-2007. И согласно этому документу обозначает продукцию из переработанного молока с добавкой пре- или пробиотиков. Всё! Если вы видите БИО-колбасу или еще что-либо подобное – это просто фантазии дизайнеров этикетки.
- НАТУР – подразумевается, что для производства данной продукции использовались только натуральные компоненты. Но чёткой нормативной базы по поводу этого термина-приставки не существует. Так что натуральность маркированного таким образом товара – лишь на совести производителя и не более того.
Получается, что натуральной можно назвать практически любую пищевую продукцию, ведь по большому счету, начальное сырье имело естественное происхождение. Но вот что с ним сделали потом: как обрабатывали, сколько химикатов добавили для хранения и консервации – это уже совсем другие вопросы. Слишком доверять приставке «НАТУР» мы бы всё же не советовали.
Кстати, недавно мы рассказывали, по каким признакам можно выбрать вкусное и настоящее сливочное масло, прочесть об этом можно здесь.