Вот и подошел к концу этот год. Странное ощущение от него: вроде бы хочется столько сказать, а вроде бы и слов не подобрать. Своеобразным итогом года для нас стал список любимых фильмов от наших авторов. В нем разные жанры, разные страны, обладатели наград и любимцы публики соседствуют друг с другом.
Есть, что выбрать для новогодних праздников!
Амалия Бабаян
«Странный: История Эла Янковича» / Weird: The Al Yankovic Story (2022)
Реж. Эрик Аппель
Американский певец и музыкант Альфред Янкович, известный всем по прозвищу «Странный Эл», прославился благодаря своим пародиям на современные хиты, исполняя их на аккордеоне в стиле польки. После пародии на песню Майкла Джексона Bad под названием Fat имя Янковича прогремело по всей Америке. В его репертуаре также есть переписанные песни Мадонны, Тейлор Свифт, Эминема, Lady Gaga, Queen, Nirvana, Aerosmith и др. Но раз речь о пародисте, то и фильм о нем не может быть до конца достоверным.
«Странный» — байопик лишь формально. Эпатаж, интрижки, отсутствие поддержки со стороны семьи, алкоголизм и наркомания — все это касается экранного Янковича, но не настоящего. Аппель прошелся по избитым клише о знаменитостях и довел повествование до абсурда. Даже не скрывал, что, в первую очередь, высмеивает недавнюю «Богемскую Рапсодию» (2018) о жизни Фредди Меркьюри. Парадоксально, но, рассказав о Янковиче не совсем правду, режиссер смог раскрыть потенциал байопиков, уже порядком надоевших современным зрителям. Во времена, когда индустрия страдает от дефицита оригинальных сценариев и утопает в посредственных биографических фильмах с перспективной основой, но без впечатляющей художественной выразительности, история про пародиста — лучшее, что могло случиться с жанром.
————————————————————————————————————
Даша Бурнашева
«Песочный человек» / Sandman (2022)
Создатель Аллан Хейнберг
Сериал делится на две сюжетные арки. В первой повелителя царства снов Морфея случайно пленил богатый оккультист, пытавшийся пленить саму Смерть. Во второй арке уже освободившийся из плена Морфей пытается разобраться с собой и кучей проблем, которые возникли в царстве снов за время его отсутствия. В этом сезоне создатели сериала полностью экранизировали два первых тома оригинального комикса Нила Геймана.
Sandman затянул меня и не отпускал с первых же кадров. Особенно первая сюжетная арка. Размеренность, диалоговость, готическая атмосфера, жестокость, мрачность — все это я нежно люблю еще с просмотра «Ворона» (1994) с Брендоном Ли. А Том Стёрридж, который играет Морфея, — это любовь. Не знаю обрабатывают ли как-то дополнительно его голос, но слушать его хочется не прекращая. Кстати, это одна из причин, почему сериал необходимо смотреть в оригинале.
————————————————————————————————————
Настя Гончарова
«Заговор в Каире» / Walad Min Al Janna (2022)
Реж.Тарик Салех
Адам (Тауфик Бархом), сын простого рыбака, пытается вырваться из родительского гнезда, веруя в свое иное предназначение. Он поступает в Аль-Азхар — авторитетный, старейший, престижный духовный университет в Каире. Этот шаг помимо его сепарации от одних (семьи), приводит к сильной зависимости от других. Волей случая Адам становится осведомителем для спецслужб и вынужден теперь следить за студентами и имамами на благо государства.
Тарик Салех, шведский режиссер египетского происхождения, подаривший зрителю криминальную сагу о Рее Доноване, анимационную антиутопию «Метропию» и несколько отличных серий «Мира дикого запада», «возвращается к корням». Из-за своей позиции Салех, кстати, нежелательный гость в родном Египте, где его обещают арестовать по приезду. В 2017 году он уже снял «Случай в отеле «Нил Хилтон»/ The Nile Hilton Incident про расследование убийства популярной певицы в каирском отеле с талантливым Фаресом Фаресом в главной роли. Фильм заслуженно отметил Санденс, присудив ему приз жюри (если быть точным, World Cinema Grand Jury Prize). В этом году Салех продолжает критику египетского общества, делая акцент на конфликте политических элит и религиозных представителей. Фарес Фарес тоже присутствует, уже в роли полковника госбезопасности Ибрагима, который вербует Адама, превращая юношу в свою марионетку.
«Заговор в Каире» — примечательный коктейль из драмы взросления, политического триллера и антитрадиционалистского высказывания, долго раскачивается в начале, но не становится от этого менее захватывающим. Яркий ориентальный и вместе с тем очень ясный универсальный посыл: лицемерие и ложь, коррупция и заказные убийства — средства, которыми не брезгует любая власть, особенно «нравственно чистая» и «высокоморальная».
Фильм вошел в шорт-лист премии Оскар в номинации «Лучший иностранный фильм» от Швеции, держу кулачки за него и за «Убийцу «Святого паука» Али Аббаси от Дании.
————————————————————————————————————
Анна Константинова
«Всё везде и сразу» / Everything Everywhere All at Once (2022)
Реж. Дэн Кван и Дэниэл Шайнерт
Предупреждаю, просмотр этого фильма утомителен: там действительно все происходит в один момент, но, черт возьми, результат незабываем!
Лучшая мультивселенная этого года, меткое метамодернистское высказывание, зрелищный аттракцион про супер-героя и трогательная семейная драма в одном флаконе. Название фильма полностью определяет его суть, структуру, а также впечатления от просмотра. Если кратко, то в нем иммигрантка-владелица прачечной пытается разобраться с налогами, параллельно налаживая отношения с отдалившейся семьей и спасая мир.
Если вы смотрели первый общий фильм режиссеров, «Человек-швейцарский нож» с Полом Дано и Дэниэлом Рэдклиффом (получается, было три Дэниэла на площадке!), то можете представить себе некоторые их интересы: туалетные и пошлые шуточки, яркие киноцитаты и человеческая душа. Эти режиссеры, которые, кстати, в обоих фильмах выступают и сценаристами, ценят сумбур, перемешанный с классической драмой.
«Все везде и сразу», кажется, особенно актуален в этом году, так может миру пора взять на заметку его мораль?
————————————————————————————————————
Диана Агаларови
«Не уходи» / KAL (2022)
Реж. Озан Ачыктан
Турция — это не только сериалы про великих правителей Османской империи, это и новое авторское кино, которое теперь покоряет Netflix. «Не уходи» — это история не о любви, а об осознании и принятии неизбежного конца отношений с мужской точки зрения. Главного героя Семиха (Бурак Дениз) внезапно бросает девушка. Он пытается понять, почему это произошло и понемногу начинает замечать вещи, на которые не обращал внимания в отношениях.
Сумбурно смонтированные сцены воспоминаний и настоящего выбивают зрителя из колеи. Кажется, что у молодого человека проблемы с памятью, но режиссер таким образом делает акцент на то, что до мужчины достучаться бывает очень тяжело. Вспоминая моменты из отношений, герой переоценивает их и замечает детали, приведшие к их разрушению. При этом нарциссичный герой, даже пытаясь разобраться в том, что случилось, не упускает шанс воспользоваться любой увиденной им женщиной.
Но не стоит думать, что вы просто погрузитесь в чисто мужской мир. Режиссёр создал атмосферу «артхаусного города»: хипстерская молодёжь разгуливает по серым улицам, отрывается в барах в угрюмую погоду. Такая атмосфера лишь дополняет хаотичное состояние самого Семиха. А сам герой создаёт необычные цветные граффити в городе.
Фильм стоит посмотреть, чтобы познакомиться с культурой другой страны и узнать, отличаются ли чем-то отношения между людьми в светском мусульманском государстве от европейских.