Найти тему
Gorbunoff - все о машинах

Кто же первым произвёл переднеприводный автомобиль в СССР? ЭТ-600

Большинство наших автолюбителей всерьёз считают, что первым переднеприводным отечественным автомобилем была ВАЗ-2108, появившаяся в 1984 году, те, кто чуть больше знает об автоистории, уверены, что первопроходцем является ЛуАЗ, из 1966 и в целом, вторые будут правы. Однако, прецедент, произошедший за год до этого, заставляет в этом усомниться.

В начале 60-х годов советское правительство разработало концепцию сверхлёгких грузовиков, которые должны были обладать компактными размерами, хорошей манёвренностью и вполне себе неплохой грузоподъёмностью в 500-600 килограмм. В связи с этим путёвку в жизнь получил проект собственной разработки начальника производственно-технического отдела Эстонского республиканского союза потребительских обществ Романа Бёртилова. Малотоннажный грузовой автомобиль получил обозначение ЭТ-500, где число 500 обозначало грузоподъёмность машины.

-2

Уникальной чертой ЭТ-500, появившегося в начале 1965 года стала прогрессивная переднеприводная компоновка, ставшая смелым решением конструктора. Всего через год Бёртилов представил модернизированную версию своего грузовичка под индексом ЭТ-600, с увеличенной на 100 килограмм грузоподъёмностью. Он представлял из себя интересное сочетание грузового шасси с легковыми узлами и агрегатами. Донором для ЭТ-600 послужил один из самых красивых «Запорожцев», а именно ЗАЗ-966. Четырёхцилиндровый V-образный МеМЗ-966 обладал объёмом 0.9 литра и мощностью в 27 лошадиных сил, которых, разумеется, в любое время было ничтожно мало, но это всё равно было неплохим техническим решением, с точки зрения ремонтопригодности и цены производства. Его ношу пытались облегчить, путём снижения общего веса грузовичка, а именно изготовлением современной стеклопластиковой кабины весом всего 40 килограмм. Тормозную систему и органы рулевого управления позаимствовали у Москвич-408, который в те годы уже успел хорошо себя зарекомендовать.

-3

Автомобиль получился крайне выгодным в производстве, благодаря чему его конечная стоимость составляла всего 1300 рублей, что было как минимум вдвое дешевле «Запорожца». Он выпускался очень мелкими партиями, вплоть до 1970 года, но попасть на конвейер ему было не суждено. Для руководства СССР было выгоднее закупать аналогичные автомобили за рубежом, нежели развивать собственное производство.