Найти тему
Слово Истины

Принципы христианского сотрудничества

В заключительных стихах Послания к Титу Павел описывает людей, с которыми сотрудничал, находился в тесном братском общении.

Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши придти ко мне в Никополь; ибо я положил там провести зиму. Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка. Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, [в] [удовлетворении] необходимым нуждам, дабы не были бесплодны. Приветствуют тебя все находящиеся со мною. Приветствуй любящих нас в вере. Благодать со всеми вами. Аминь (Тит. 3:12–15).

Рассматривая эти стихи, мы можем заглянуть в особые, личные взаимоотношения, которые царили между Павлом и его ближайшими сотрудниками. Для того чтобы учиться сотрудничать, эффективно взаимодействовать с другими верующими, нам необходимо проникнуть в ту атмосферу, которая царила внутри команды служителей, частью которой был сам апостол Павел. Согласно Божьему замыслу, служение в церкви, на христианской ниве является делом коллективным: Иисус Христос больше трех лет воспитывал группу служителей, тех, кто должен был трудиться в период основания церкви. Сам Иисус служил вместе с учениками, Он не только их наставлял, но и давал поручения. Павел также работал в команде братьев, почти в каждом из своих посланий он перечисляет имена тех, с кем трудился бок о бок. Ни один христианин, который не умеет сотрудничать в служении Господу с другими верующими, не сможет быть эффективным и плодотворным для Бога. Поэтому нам надо учиться работать в команде, взаимодействовать с другими верующими.

Стремясь к сотрудничеству в служении с разными людьми, нам следует помнить, что глубокое взаимодействие возможно далеко не со всеми: мы не можем сотрудничать с теми, кто, называясь христианином, не проявляет никаких признаков возрождения. Те, кто живет в постоянном грехе, кто отрицает Евангелие благодати, заместительную смерть Иисуса Христа, кто отрицает богодухновенность и непогрешимость Библии, не проявляют признаков настоящих верующих, поэтому и совместное служение с такими людьми невозможно. Мы не можем сотрудничать и с теми служителями, которые не соответствуют требованиям Писания (1 Тим. 3 глава, Тит. 1 глава). Если человек называется служителем, но не учит истине, живет в аморальности, имеет детей, укоряемых в распутстве, если его брак на грани разрушения, или, может быть, он развелся с женой, то человек не имеет права быть пресвитером, и сотрудничать с ним означает одобрять его несоответствие. Также нам трудно иметь глубокое взаимодействие с теми христианами, чьи богословские взгляды в серьезной степени расходятся с нашими. Мы можем их учить, наставлять, но нести совместное служение не можем. Если применять эти требования, мы увидим, что для глубокого сотрудничества подходят не так уж много служителей и не так уж много церквей. Печальная реальность состоит в том, что нередко даже служители: истинно верующие, возрожденные, соответствующие во многом требованиям, которые Писание предъявляет к пресвитеру, имеющие единство по основным богословским вопросам, тем не менее, оказываются неспособными к сотрудничеству. Апостол Павел и Варнава были истинными детьми Божьими, истинными служителями, имели единство в вероучении. Несмотря на это, в определенный период жизни их сотрудничество было разрушено.

Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр… (Деян. 15:39).

Слово «огорчение» очень плохо передает значение стоящего за ним греческого слова, так как слишком мягко для передачи того, что произошло между Павлом и Варнавой. В греческом языке используется слово, имеющее следующее значение: раздражение, провокация, ссора, жестокий спор, вызванный существенным расхождением во мнениях, ожесточенная дискуссия. Сотрудничество между Павлом и Варнавой прекратилось, они расстались далеко не на дружеской ноте, произошел конфликт, после которого их совместное служение стало невозможным.

Лидеры Реформации XVI века были истинными христианами, истинными служителями Христа. Они имели одинаковые взгляды на основные богословские вопросы, но несмотря на это, иногда не могли не то чтобы сотрудничать, но даже протянуть друг другу руку общения. Печальной иллюстрацией этого служит встреча Лютера и Цвингли. Они были практически одногодками. Лютер родился в 1483 г., Цвингли – в 1484 г. Лютер трудился в Германии, Цвингли – в Швейцарии. Несмотря на то, что имя Мартина Лютера более известно, и многие считают его отцом Реформации, тем не менее Цвингли пришел к тем же самым взглядам, что и Лютер совершенно самостоятельно. Цвингли проповедовал Писание стих за стихом, благодаря чему Цюрих, город, в котором он нес служение, преображался, в церкви происходили глубокие реформы. Между Лютером и Цвингли существовали определенные разногласия. Но по основным вопросам, а именно по вопросам Библии, как единственного источника авторитета, спасения, как дара благодати, учения о предопределении – наблюдалось единство.

Основное расхождение было в вопросе понимания таинства евхаристии. Причем Цвингли понимал вечерю Господню более правильно, чем Лютер, считавший, что Христос присутствует в хлебе и вине. Резкий и нетерпимый Лютер высказывался о Цвингли из-за расхождения во взглядах очень жестко и оскорбительно. Лютер считал Цвингли своим непокорным учеником, осмелившимся не согласиться с мнением учителя. Хотя это было не так. Цвингли не был учеником Лютера, а пришел к тем же взглядам независимо от него. На все дерзкие и оскорбительные выпады Лютера в его брошюрах и письмах Цвингли отвечал при помощи пера в сдержанной манере без оскорблений.

Беспокоясь о том, что расхождение между двумя реформаторами может привести к расколу в самой протестантской церкви, сторонники Лютера и Цвингли решили организовать для них встречу, на которой, как многие надеялись, они могли бы найти точки для сотрудничества, тем более, это было важно перед лицом общего противника Римской католической церкви. 2 октября 1529 г. в 6 часов утра в большой рыцарской зале Марбургского замка оба реформатора, наконец, встретились лицом к лицу. Три дня Лютер и Цвингли вели полемику в присутствии нескольких десятков лучших богословов. Лютер держался очень высокомерно, часто оскорбляя Цвингли. Цвингли же, напротив, держал себя в руках, излагая убедительные доводы, которые, по мнению присутствующих, были более существенными, чем доводы Лютера. Но Лютер написал на столе мелом в самом начале «сие есть тело Мое», чтобы не отступить ни на шаг от своих убеждений и не соглашался с разумными доводами Цвингли. В конце встречи Цвингли со слезами на глазах умолял считать реформаторов братьями и не забывать, что помимо этого спорного пункта у них много общего. Но Лютер с этим не согласился. Когда на прощание Цвингли протянул Лютеру руку, Лютер оттолкнул ее. По мнению историков, помимо богословского несогласия Лютер испытывал еще и человеческую неприязнь по отношению к Цвингли. Явившись на диспут в шикарном одеянии, Лютер вел себя очень высокомерно. Цвингли же был одет в простую одежду, его простота раздражала Лютера. Лютер смотрел на Цвингли свысока, как на своего непокорного ученика. Согласитесь, это печальный урок о людях, которые должны были сотрудничать на благо церкви, но не смогли.

И в наши дни можно заметить, как люди, закончившие одинаковые библейские школы, семинарии, исповедующие верное богословие, порой из-за каких-то мелочных второстепенных вопросов, личной неприязни, иногда даже зависти, подозрительности, гордости не могут найти точки соприкосновения для взаимной поддержки, взаимного ободрения, взаимного уважения, совместного участия в одном деле созидания церкви.

Конечно, все это ослабляет и без того немногочисленные ряды служителей, разделяющих верное богословие.

Если христиане, исповедующие верное богословие, не смогут сотрудничать друг с другом в рамках одной поместной церкви, это серьезно ослабит церковь, введет в замешательство множество людей, приведет к ссорам, спорам, разделениям, соперничеству, сделает церковь неэффективной в служении или даже бесполезной. Самые разные виды служения общины могут быть разрушены из-за неспособности людей к сотрудничеству. В музыкальном служении, в церковном совете, в молодежном и детском служении, в служении, связанном с христианским образованием, в дьяконском служении порой вместо плодотворного сотрудничества, основанного на доверии и любви, в современных церквях можно встретить конкуренцию, зависть, подозрительность, недоверие, отсутствие послушания младших пастырям, отсутствие служения друг другу, взаимопомощи, отсутствие доброго расположения друг к другу.

Если нет правильного духа сотрудничества, никогда не будет сильной церкви. Так что, помимо доктринальных вопросов существуют еще некоторые принципы, условия, без соблюдения которых невозможно развивать сотрудничество в церкви. Рассмотрим три принципа, соблюдение которых обязательно для всех, кто желает плодотворно сотрудничать с верующими ради славы Божьей.

I. Послушание в смирении

Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши придти ко мне в Никополь; ибо я положил там провести зиму (Тит. 3:12).

Служение Тита на острове Крит должно было продолжаться не очень долго. Как только Павел пришлет ему замену в лице Артемы или Тихика, Тит должен поспешно прийти к Павлу в Никополь, где Павел проведет зиму. Артема являлся одним из сотрудников Павла, больше мы не знаем о нем ничего. Тихик более известен. Он сопровождал Павла по пути из Коринфа в Малую Азию (Деян. 20:4) и доставил послание Павла церкви города Колоссы (Кол. 4:7). Возможно, он привез послание, адресованное членам ефесской церкви (Еф. 6:21). Он был послан заменить Тимофея в Ефесе (2 Тим. 4:12). Упоминая о Тихике в посланиях к ефесянам и к колоссянам, Павел называет его возлюбленным и верным.

Никополь – один из девяти городов с таким названием, существовал в новозаветное время. Название «Никополь» означает «город победы». Такое название давалось городам в честь какой-либо одержанной победы. Исследователи предполагают, что Павел планировал зимовать в Никополе, расположенном на юге Греции, западном побережье Ахаии. Кто-то из двух братьев, Артема или Тихик, должен был сменить Тита в служении церквям острова Крит. После чего Тит, спеша на встречу с Павлом, должен будет преодолеть расстояние по Средиземному морю. Какое было расстояние, нам неизвестно, так как оно может меняться в зависимости от того, с какой части острова Крит могли отправляться в плавание (кратчайшее расстояние от острова Крит до Ахаии около 100 км). В этом стихе показано прекрасное взаимодействие нескольких служителей: Артемы, Тихика и Тита. Все они готовы в смирении проявлять послушание. Павел просит пойти на Крит, и брат идет; Павел просит прийти к нему в Никополь, и Тит, повинуясь, придет. В общем, Павел дает распоряжения, и братья готовы их выполнять. Помните, что сказано в 1-й главе этого послания?

Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал… (Тит. 1:5).

Как видно, Павел давал Титу приказания, повеления, и Тит их выполнял. Без смиренного послушания эффективное служение, сотрудничество невозможно.

Мы уже упоминали о конфликте, произошедшем между Павлом и Варнавой. Этот конфликт сделал их дальнейшее сотрудничество невозможным. Скорее всего, что их сотрудничество прекратилось из-за непослушания Варнавы. Отправляясь в миссионерское путешествие, Павел не хотел брать с собой Марка, человека, который уже один раз подвел его. Но Варнава настаивал на том, чтобы взять своего племянника Марка. Он должен был проявить смиренное послушание и согласиться с Павлом, хотя бы потому, что Павел был апостолом. Но упрямство и непослушание Варнавы разрушило его сотрудничество с Павлом. Служение Господу, созидание церкви требует послушания: «Также и младшие, повинуйтесь пастырям…» (1 Петр. 5:5). «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр. 13:17). Церковь не созидается в атмосфере панибратства и анархии, она созидается в атмосфере смирения и послушания.

Когда мы видим непокорного человека, пусть даже одаренного и способного, можем с грустью отметить для себя, что он не сможет созидать церковь, так как из-за его непокорности вокруг него будет лишь разлад, он будет сеять лишь ссоры и разделения. В церкви непокорность проявляется по-разному: одни говорят, когда даешь им поручение: «Да, я все сделаю», – но проходит время, а они ничего не делают, или делают без посвященности, некачественно. Другие просто делают только то, что им нравится, и когда им поручаешь какое-либо дело, которое явно входит в круг их обязанностей, но не нравится им (например, необходимо обличить кого-то из упорствующих в грехе), они не хотят выполнять такое поручение, пререкаются, спорят, не соглашаются, пытаются уклониться от своей ответственности. Третьи игнорируют просьбы и поручения в грубой форме: «Я этого делать не буду, ты мне не начальник». В какую бы из вышеперечисленных форм ни облекался непокорный человек, эффективное сотрудничество с ним невозможно. А потому, ни для какого серьезного служения он не подходит.

II. Служение друг другу

Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка. Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, [в] [удовлетворении] необходимым нуждам, дабы не были бесплодны (Тит. 3:13–14).

Это вторая просьба, с которой Павел обращается к Титу. В первой просьбе, изложенной в 12-м стихе, Павел просит Тита посетить его. Во второй просьбе, изложенной в 13-м и 14-м стихах, Павел просит позаботиться о двух братьях, прежде чем Тит покинет остров. Этими двумя братьями были Зина законник и Аполлос. О Зине мы ничего не знаем. Законником он назван не из-за того, что отрицал Евангелие благодати и был приверженцем религии дел, с таким человеком Павел бы не стал нести служение. Скорее всего, Зина назван законником потому, что был либо специалистом по римским законам, юристом, либо еврейским знатоком закона Моисеева. Аполлос, конечно же, более известен. Он был красноречивым проповедником Евангелия, наставленным лишь в начатках учения пути Господня (Деян. 18:24–25). Однако, когда он пришел в Ефес, Акила и Прискилла точнее объяснили ему путь Господень. И затем он трудился в Ахаии. Зину и Аполлоса нужно было отправить на дальнейшее служение «так, чтобы у них ни в чем не было недостатка». Это может включать деньги и продукты питания. Павел хотел, чтобы его сотрудники получили ободрение через щедрую материальную поддержку, собранную верующими острова Крит.

Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, [в] [удовлетворении] необходимым нуждам, дабы не были бесплодны (Тит. 3:14).

Собирая средства для двух сотрудников Павла, критяне должны были учиться упражняться в добрых делах, чтобы не превратиться в бесплодных для Господа людей, которые эгоистично расходуют финансы, не принося никакой пользы Богу и Его церкви. Плодотворное христианское сотрудничество невозможно без взаимопомощи, невозможно без жертвенного служения друг другу. Если наши ближние, люди, с которыми мы служим Христу, испытывают скорбь, переживания, мы должны их поддерживать и ободрять. Если наши сотрудники во Христе испытывают материальные трудности, мы должны оказать им финансовую помощь. Служение друг другу является проявлением любви на практике, которое укрепляет взаимоотношения между верующими. В духовно здоровой церкви верующие будут наполнены духом взаимной заботы и взаимного служения друг другу.

III. Доброе расположение

Приветствуют тебя все находящиеся со мною. Приветствуй любящих нас в вере. Благодать со всеми вами. Аминь (Тит. 3:15).

Последние слова этого послания, как и слова многих других посланий Павла, заканчиваются приветствиями и благословениями. Павел передает приветствие от тех, кто был рядом с ним, и призывает приветствовать всех, кто любит Павла и его сотрудников. А затем идет молитвенное пожелание: «Благодать со всеми вами. Аминь».

Для того чтобы создавать атмосферу эффективного сотрудничества в церкви, необходимо быть приветливым, дружелюбным человеком, желающим Божьих благословений окружающим. Недружелюбные, неприветливые, подозрительные люди – плохие сотрудники. Они не смогут взаимодействовать с другими христианами.

Будьте смиренным, послушным человеком, покорным церковному руководству. Служите друг другу, особенно тем, с кем несете служение бок о бок. Будьте дружелюбным, приветливым человеком. Соблюдение всего этого сделает вас прекрасным сотрудником, с которым приятно нести служение, который радует Бога своим взаимодействием с другими верующими.