"Непорядочные поступки", сделка с Сатаной - это было свойственно многим жителям России XVII - XVIII веков. Та же тенденция заговоров коснулась и Урала. Как происходило явление Сатаны под Екатеринбургом и что делала с ним купеческая дочь, читайте в нашем материале. За подробностями сего действия обратимся к статье историка-архивиста Н. С. Корепанова.
Эти заговоры и сделки с нечистой силой в указанный период особо тщательно обсуждались и над главными лицами этих "обрядов" Церковь выносила суды, сами заговоры остались даже записанными в материалах следственных дел. Дочь известного в то время купца и соляного подрядчика Степана Григорьевича Нечкина Анастасия, выйдя в 1759 году в шестнадцатилетнем возрасте замуж за подьячего Василия Плотникова, "добропорядочно жила только полугодичное время, а после того неоднократно от него бегала и находилась в непорядочных поступках", - указывает архивист, ссылаясь на дела из фонда Уральского горного управления (ГАСО Ф. 24 Оп.1. Д. 1800. Л 205-209).
Особенно непорядочный поступок Анастасия Степановна совершила через 4 года после замужества. При живом муже она умудрялась прятать различных беглецов. Н. С. Корепанов сообщает, что в 1763 г. у нее скрывался беглый солдат с позывным "Профессор", со слов которого она записала и заучила заговор.
Осенью этого года на пруду близ бывшей мельницы С. М. Бармина, как указал солдат, состоялся и сам акт “приречения” к Сатане днем, вдали от посторонних глаз.
Не будучи специалистами в области психологии, не станем оценивать записанное, как сделал Н.С. Корепанов, "состоянием аффекта". Приведем цитату из записи следователя: “А как пошла, тогда святой крест с себя сняв, положила под пяту. И показался на пруде мельничном сидячий во образе человеческом, наподобие старолетнего мужа. И она оное ему письмо отдала, и при том отвернувшись на правую сторону три раза плюнула, и от лика Господня, воззрев на небо, отреклась и ему, Сатане, предалась и поклонилась. И Его тогда на том месте не стало.” Так Анастасия описала явление Сатаны в Екатеринбурге.
После "приречения" беглый солдат обучил девушку искусству колдовства. Любопытно, что подобного рода знания, применительно к данному случаю, среди образованных людей. Он показал ей "колдовские" травы на территории выпаса рогатого скота близ бывшей мельницы [район современного лесопарка имени Лесоводов России] объяснил их назначение: "Первую - лютик, для того чтоб зачатого во утробе младенца умертвить, вторую - измоден [в словаре В. И. Даля - гремячка, черная сибирская крапива - Прим. ред.], после лютика давать его, чтоб младенец измылевал [был изведен в стирке, в мойке - Прим. ред.], третью - изгон [согласно Далю - молочай, куровник, чистотел белый - Прим. ред.], чтоб вовсе из чрева матернего выгнать". По показаниям девушки, эти травы она с успехом использовала для прерывания беременности по просьбе дворовой девки и дочери котельного мастера.
После доношения мужа в Екатеринбургскую духовную канцелярию, не вытерпевшего гуляний Анастасии, в октябре 1764 г. её задержали для следствия. В застенке ей вновь показались "чудеса": "Из бесов очевидно ей показывались, принуждая от той бесовской прелести не отставать, и мучивали [так написано в тексте - Прим. ред.] бесчувственно, и сказывали ей, что-де они посланы от начальствующих к тебе бесов”. В начале января 1765 г. она сбежала.
На память от Анастасии нам достался примерный текст заговора, который она заучила от беглого солдата. Он сочетает в себе характерные церковные славословия, молитвенные выражения, но адресованные Сатане. Заговор был получен после поимки сбежавшей и записан 20 апреля 1765 года. Текст заговора немного отредактирован для удобства чтения. Центральным местом заговора является обязательный обряд "приречения" с демонстративным надругательством над православной святыней - Ликом Господним.
"Стану я, не перекрестясь, и пойду, не благословясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, из ворот в чистое поле, на океан, в море, в Восточную сторону. И там, на море, на океане, на великом на Буяне море лежит камень самородный. Но том камне сидит сам Чёрт и великий Сатана. А на правой руке Лик Господень. И то я к нему отвернусь, и от него отрекусь. И то я на Лик Господень трижды плюну, и самому Дьяволу предаюсь: Гой еси ты Сатана-Дьявол и проклятый Дьявол, послужи ты мне верой и правдой и замкни ты (ежели к прелюбодеянию: замкни уста) супротив меня имярек и распори ему белую грудь, разожги ему ретивое сердце и распали ему семьдесят три кости и семьдесят три сустава, чтобы он под утренней зарёй, и под вечерней зарёй, и на восход солнца, и на закат солнца в полудне чтобы обо мне обо всякую пору. И что я ему повелю, и то бы он моим речам, словам и делам склонен и покорён, нашему наставнику самому Сатане Лукавому в думах его и помышлениях склонен и покорен был во всех делах его. И куда пойдёт и поедет, чтоб не обронил, через моря великие, и через реки глубокие, и через леса тёмные, и через болота топучие, и через долы великие. И чтоб их не обронил и не потерял".
Окончание заговора Анастасия завершала "славословием" Сатане: "Я раба Сатанина на старое место возвращусь и Сатане своему явлюсь. А оного раба имярек уста замкну. Замок его - зубы, а ключ - мой язык. И то я крепко замкну Сатане своему всё внесу".
Ранее на канале мы выкладывали запись с другими опубликованными заговорами Екатеринбургского уезда.
Как колдовали Ваши предки? Какие приговоры, наговоры и заговоры Вы помните?
По материалам:
Корепанов Н.С. Колдуны Екатеринбургского ведомства в XVIII веке // Урал в прошлом и настоящем. Мат-лы. науч. конф. Ч. I. Екатеринбург: НИСО УрО РАН, БКИ, 1998. С. 258-260.
#русское колдовство
#отреченное чтение
#поверья и суеверия
#уральские заговоры
#магия и эзотерика
#богохульство