Вот и подходит к концу очень сложный для автомобильной отрасли год. Несмотря на это, россияне отмечались спросом на электрический транспорт, да и в страну привозилось достаточно большое количество машин при помощи параллельного импорта. Этот материал — подведение итогов 2022 года. Мы поэтапно расскажем обо всем, что произошло в этом году.
Спрос на электромобили в 2022 году
Начнем со спроса на «электрички» в 2022 году. Итак, несмотря на все санкции и уход большинства автопроизводителей из нашей страны, спрос на новые электрокары активно рос. Давайте по порядку.
Перенесемся в февраль. За тот месяц в России купили свыше 290 новых электромобилей, что в 3,8 раза больше, чем за февраль 2021 года. На тот момент самой популярной машиной в России считалась Tesla. Она одна заняла больше половины (52%) рынка новых электромобилей в России.
Как итог, за период января-февраля 2022 года, объем российского рынка новых электромобилей составил 565 шт., увеличившись в 2,8 раза по сравнению с февралем 2021 года.
После февраля спрос на электромобили начал падать. Однако не так значительно, как многие ожидали, и уже осенью мы вернулись к показателю, который наблюдался до СВО.
Так, в сентябре 2022 года в России было куплено 209 новых электромобилей, и хоть это на 81 экземпляр меньше, все равно спрос на «электрички» активно рос. По итогам сентября 2022 года спрос увеличился на 29,8% по сравнению с сентябрем прошлого года. Причем доля электромобилей на рынке новых легковых автомобилей выросла более чем втрое: с 0,14% (в сентябре 2021 года) до 0,47% (в сентябре 2022 года).
Самым популярным электромобилем в сентябре считался немецкий Volkswagen, электромобили которого купили в размере 69 едениц. Причем компания заняла аж треть рынка, хотя в прошлом году данной марки на российском рынке вовсе не было.
Итог января-сентября 2022 года: было куплено 1804 электромобиля, что на 30,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Теперь октябрь. За этот месяц в России купили почти такое же количество электромобилей, как и в феврале — 286 новых машин. Самой популярной «электричкой» вновь стала Tesla, которая заняла четверть рынка (28%). Кроме того, российский рынок электромобилей активно пополнялся новыми брендами, в том числе начались продажи первого отечественного электромобиля Evolute. Об этом мы поговорим чуть позже.
Ну и отметим ноябрь, за который купили аж 380 новых электромобилей, что на 29% больше, чем за ноябрь 2021 года. С учетом этого, доля «электричек» увеличилась с 0,3% (в ноябре 2021 года) до 0,7% (в ноябре 2022-ого)
Кроме того, в России значительно выросли продажи отечественной «электрички» Evolute i-PRO. В ноябре модель идет на втором месте после американской Tesla, которую приобрели в размере 84 единиц, что соответствует 22% рынка.
Что с отечественными электромобилями?
Текущий год стал очень важным в развитии российского электротранспорта. Большое количество компаний занялись этим вопросом и, кстати, два автопроизводителя уже выпустили отечественные «электрички». Об этом мы сейчас и поговорим.
Evolute
Впервые про Evolute мы узнали в марте этого года. Напомним, Evolute появился благодаря сотрудничеству между компанией «Моторинвест», Минпромторгом РФ и правительством Липецкой области, которые подписали специнвестконтракт, предусматривающий организацию производства пяти моделей электромобилей под брендом Evolute.
Ранее «Моторинвест» уже вел деятельность на предприятии в Липецке, осваивая там сборку моделей Great Wall, Dongfeng, BYD и Changan. Слухи о возвращении в работу Липецкого моторного завода (ООО «Моторинвест») появились еще прошлой осенью. И вот 22 марта 2022 года в Минпромторге появилось официальное подтверждение того, что на заводе снова начнут производить автомобили, но на этот раз уже электрические.
Итак, за этот год компания представила два электромобиля. Среди них Evolute i-PRO (кстати, читайте наше интервью с владельцем данной машины) и Evolute i-JOY.
Evolute i-Pro, то есть первенец бренда — оснащается одним электромотором мощностью в 163 л.с. и 230 Нм крутящего момента. «Максималка» электрокара ограничена на 150 км/ч, а от 0 до 100 «электричка» разгоняется за 9,5 секунд. Емкость аккумулятора в Evolute i-Pro — 53 кВт/ч, чего хватит на 433 километра поездки. Зарядиться от медленной зарядки электромобиль может за 8,5 часов, а от быстрой до 80% за 36 минут. Стоит Evolute i-Pro 2 990 000 рублей, однако, с учетом госсубсидии цена снижается на 925 000 рублей.
Что касается Evolute i-Joy — это переднеприводный электрический кроссовер мощностью 176 л.с. Максимальная скорость модели ограничена на 160 км/ч, а первую сотню электрокар набирает за 8.9 секунд. Емкость аккумулятора в i-Joy — 53 кВт, чего достаточно для 405 километров хода. Зарядить модель от медленной зарядки можно за 8 часов, а с помощью быстрой от 20 до 80% всего за 30 минут. Что касается цены — 3 490 000 рублей, или 2 565 000 рублей с учетом госсубсидии.
В следующем году нас ждет еще три электромобиля от Evolute, а точней модели i-JET, i-VAN и i-SUV+, но об этом читайте в нашем материале про планы на 2023 год.
Москвич
Впервые о возраждении «Москвича» мы узнали еще весной, когда собственники завода Renault, который располагается на Волгоградском проспекте в Москве, приняли решение о его закрытии. Чтобы сохранить один из лучших заводов в нашей стране, власти взяли его на баланс Москвы. Позднее, мэр столицы Сергей Собянин заявил, что планирует возрадить отечественный бренд по производству автомобилей «Москвич» и сохранить большую часть сотрудников, которые ранее работали заводе «Рено».
Спустя месяцы компания представила первый автомобиль, а 26 декабря стартовали продажи электрического кроссовера «Москвич 3е».
«Москвич 3е» габаритами: длина — 4410 мм, ширина — 1800 мм, высота — 1660 мм, колесная база — 2620 мм. оснащается электромотором мощностью 68 л.с. и тяговой батареей емкостью 187 А/ч. Дальность хода новинки составляет 410 километров. Зарядиться в быстром режиме можно за 45 минут, а в медленном – 8 часов.
Что касается цены, она пока не нызвается, однако, по данным дилеров, рекомендованная рыночная цена (РРЦ) на модель составит 3,5 млн рублей. При этом, на «электричку» будет действовать государственная субсидия в размере 925 000 рублей — ее можно получить при покупке машины через программу льготного автокредитования.
Как итог, до конца 2022 года «Москвич» выпустит не менее 600 автомобилей, из которых 200 будет электрическими. В следующем году компания намерена выпустить не менее 50 тысяч автомобилей из которых 10 тысяч электромобилей. К 2024 году компания планирует увеличить выпуск до не менее 100 тысяч автомобилей, из которых 20 тысяч будут электрическими.
Кама (Атом)
С «Камой» или уже «Атомом» в этом году произошло многое. Во-первых, поменялось имя электромобиля, хотя изначально это были лишь слухи, но после генеральный директор АО КАМА Игорь Поваразднюк подтвердил данную информацию.
АТОМ — именно так мы назвали свой электромобиль. Мы мечтаем о том, чтобы наши электромобили-атомы уже к 2025 году стали неотъемлемой частью удобной, стильной и технологичной жизни сообщества атомов-людей. АТОМ включает в себя создание цифровой среды новой мобильности и сам электромобиль — говорил он.
Производством «Камы» занимаются еще с 2018 года. Тогда модель выглядела таким образом:
Габариты модели: длина — 3750 мм, ширина — 1760 мм, высота — 1615 мм, колесная база — 2515 мм. Электромобиль планировался переднеприводным, думаю все так и останется. Тяговая батарея в нем будет расположена в пределах базы, что позволит понизить центр тяжести, улучшить управляемость и добавить пространства в салоне. Ёмкость тяговой батареи будет от 70 до 130 кВт/ч. Соответственно будет несколько модификаций с разной дальностью хода (от 300 до 500 км).
Изменятся характеристики или нет — узнаем позже. А пока мы знаем лишь то, что первый прототип «электромобиля-атома» появится в III квартале 2023 года. А уже к 2025, как отмечает гендиректор «Камы» Игорь Поваразднюк, электрокары «Атом» могут «стать неотъемлемой частью удобной, стильной и технологичной жизни».
Примерно за год существования проекту удалось создать команду мирового уровня и существенно продвинуться в разработке продукта. В III квартале 2023 года команда намерена представить функциональные прототипы электромобиля «Атом», которые продемонстрируют готовность инженерно-технических решений и IT-разработок, — говорилось в компании.
Вообще, сообщалось, что электромобиль станет каким-то прям очень навороченным. Данная модель, по словам представителей компании, точно будет отличаться от другого городского транспорта.
Каршеринг, такси, доставка всего, что только можно придумать, — все это существенная часть обычного городского дня, наряду с социальными сетями, мессенджерами, подписками и коворкингами, метавселенными и NFT. Задача команды — сделать электромобиль, соответствующий такому образу жизни, мировоззрению и пульсу современных поколений, — сообщали представители бренда.
Кроме того, к разработке электромобиля присоединились более 300 автомобильных конструкторов, а также IT-разработчики и дизайнеры.
Более подробнее про то, с кем «Атом» ведет переговоры, можете прочитать в этом материале.
Lada e-Largus
А вот и еще один электромобиль, который, кстати будет самой дешевой отечественной «электричкой». По крайней мере так сказал глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов на презентации данной модели. Он пояснил, что электромобиль базовой комплектации будет стоить порядка 1,7 млн рублей, а в полной — почти 2 млн рублей.
Цена будет конкурентной. Автомобиль отечественный, и мы рассчитываем на максимальный уровень господдержки, — заявил Соколов.
Lada e-Largus будет выпускаться в пассажирской и коммерческой версиях. Электромотор на магнитах будет иметь мощность 110 киловатт, то есть около 150 лошадиных сил. Производиться машина будет на ижевском предприятии. Запас хода электромобиля будет от 250 до 400 километров. Сейчас модель находится на испытаниях в Тольятти.
Также отметим, что ранее Максим Соколов заявил, что «АвтоВАЗ» не исключает начала серийного выпуска небольшой партии электромобилей Lada e-Largus уже в 2023 году.
Первые прототипы — обращаю внимание, именно достаточно высоколокализованного электромобиля — появятся в конце этого года, в следующем рассчитываем запустить опытную партию. Не буду говорить серийную — опытную, но хотя может быть в рамках следующего года дойдёт до небольшой серии, — сказал президент компании Максим Соколов.
EVM Pro и ЭкоАвтоПроф
Еще две отечественные электрички, только на этот раз одинаковые грузовики построенные на базе УАЗ «Профи». Единственное, что мы отметим, так это то, что по итогам 2022 года компании завершают разработки электромобилей, и уже в 2023-м первые «электрички» данных брендов мы сможем увидеть на дорогах.
Кстати, советуем вам прочитать сравнение EVM Pro и ЭкоАвтоПроф. Там вы больше узнаете про данные электромобили.