Найти тему
Naked Science

Трехлетние дети все еще не способны учитывать альтернативы при принятии решений

   Схема эксперимента, в котором награда пряталась либо в отдельно стоящий, либо в один из двух расположенных рядом контейнеров / © 10.1073/pnas.2207499119
Схема эксперимента, в котором награда пряталась либо в отдельно стоящий, либо в один из двух расположенных рядом контейнеров / © 10.1073/pnas.2207499119

Хотя маленькие дети развиваются очень быстро, по сравнению с подростками, ученые из Гарвардского университета недавно выяснили, что даже в возрасте трех лет малыши еще не способны учитывать альтернативные возможности, когда планируют свои решения.

Представьте себе ситуацию, в которой вам предложили три контейнера (один стоит отдельно, два других рядом), и вы точно знаете, что в них спрятаны два вознаграждения: одно — в одиноком контейнере, второе — в одном из парных. Логика подсказывает, что в такой ситуации лучше всего выбрать одинокий контейнер, чтобы максимизировать шанс получения награды, — однако так рассуждает взрослый, тогда как трехлетний ребенок примерно в половине случаев выберет один из парных контейнеров, который может оказаться пустым.

Иными словами, приходят к выводу когнитивные психологи из Гарвардского университета (США), маленькие дети не используют концепцию «может быть», и, следовательно, не могут представить, что один из двух контейнеров может содержать, а может и не содержать награду. Двухлетние малыши, как показали предыдущие исследования, выбирают нелогично в 50 процентах случаях, у трехлетних шанс «мудрого» выбора повышается до 60 процентов.

Чтобы понять, что движет детьми при выборе контейнера, ученые провели три эксперимента. В первом психологи просили трехлетних детей выбрать один контейнер из одиночного и парных, чтобы установить процент «мудрых» выборов.

Во втором эксперименте детям предлагали «выбросить» один из контейнеров и получить содержимое оставшихся двух; на этот раз малыши проявили логическое мышление и в 90 процентах случаев выбирали выбросить один из парных контейнеров, повышая шансы на успех.

Наконец, в третьем эксперименте детям предлагали выбросить один из контейнеров и выбрать один из оставшихся двух. В первой половине эксперимента дети повторили выбор предыдущего — надежно выбрасывали один из парных контейнеров, — но при выборе оставшегося контейнера им вновь отказывала логика: в половине случаев они указывали на оставшийся парный контейнер, хотя в нем могло и не быть награды.

Таким образом, маленькие дети все еще не способны полностью учитывать альтернативные возможности при принятии решений, и в определенных ситуациях они ведут себя очень логично, а в других полагаются на удачу.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.