В НПО «Астрофизика» я проработал 10 лет с 1982 года по 1992 год. Время «Застоя», затем «Перестройки» и начало «лихих 90-тых». В НПО сотрудники делились на категории: тематики, отраслевики (наука и техника) и обслуга с охраной.
Я получил должность начальника сектора, работа была скорее тематическая. Мы, это Женя Глотов - наш руководитель, из ФИАНА, Володя Котеров, из ФИАНА – теоретик, Наташа Сажина – талантливый экспериментатор, и еще несколько человек, занимались организацией работы по разработке и внедрению технологических лазерных комплексов. Общее руководство осуществляли Владимир Данилычев из Басовского отделения ФИАНа и Николай Чебуркин. К работе были привлечены ученые-лазерщики не только из Москвы, но и из Свердловска, Подмосковья, Харькова, Киева и из других областей СССР.
И. К. Бабаев, В. С. Голубев, В. В. Васильцов, А. М. Забелин, В. Н. Котеров, Д. К. Медведев, Н. В. Чебуркин, С. К. Чекин, “Исследование энергетических характеристик непрерывного проточного электроразрядного CO2-усилителя”, Квантовая электроника, 14:2 (1987)
А. Б. Бахтадзе, В. М. Вецко, Н. Н. Воробьева, Е. П. Глотов, А. Н. Голышков, В. Н. Котеров, В. Д. Кузовов, С. А. Негашев, Н. Н. Сажина, Н. В. Чебуркин, С. К. Чекин, “Исследование энергетических и спектральных характеристик непрерывного технологического электроионизационного лазера на изотопомодифицированной двуокиси углерода”, Квантовая электроника, 13:1 (1986),
что я уже подумывал о докторской диссертации.
Но в 1983 году трагически погиб Женя Глотов и наш коллектив остался без идеологической и финансовой поддержки. Ребята разошлись по разным отделам Астрофизики, В.Котеров вернулся в ФИАН, а я стал работать в отраслевом отделе по разработке лазеров на парах меди под руководством Бориса Боровича, также выходца из фиановской когорты.
«Перестройка» дала импульс к применению лазеров в народном хозяйстве. Наше детище, лазер на парах меди, с рекордными на мировом уровне мощностями до 300 Вт, открывал возможности его использования как в технологии, медицине, так и лазерной локации. Например, для поиска разливов нефти из нефтепроводов с борта вертолета.
Мы в 1990 году, совместно с коллективами из ИХФ АН СССР, возглавляемом С.Колесниковым и Е.Александровым, и из ВЭИ им.Ленина, под руководством О.Абрамова, также создали трассовый газоанализатор для поиска следов загрязнения атмосферы вредными (SO2, NO2 и др.) примесями. Я тогда уже был начальником отдела.
В начале 90-х на основе нашего отдела были созданы 2 или 3 научных хозрасчетных предприятия, в том числе ООО «ЭНА». Практического интереса они не имели и преспокойно почили в бозе, кроме Эны, в которой ребята успешно создавали различные предприятия на заказ и занимались чем угодно, только не наукой, наука не была востребована. Правда хорошо сотрудничали с ДО Наука, возглавляемом Юрием Петровым из ИХФ под патронажем академика Е.Велихова. Началась свистопляска с распродажей научного потенциала страны западным хищникам. Например, нашему коллективу предложили работать на германскую фирму с зарплатой 100 долларов в месяц. Я предложил платить по 1000$, они «посмотрели на меня с уважением и отошли» (из Стругацких). Были предложения торговать оружием, водкой и т.п. Началась борьба за получение грантов и другие подачки, но все это в интересах Запада.
Я не захотел в этом участвовать и распрощался с НПО Астрофизика в 1992 году. Поработал 3 недели учителем физики в школе и в октябре 1992 года занялся предпринимательской деятельностью.