Найти тему

Многогранный Жан Кокто: «нереальный реализм» удивительного поэта

Оглавление

Часто этого человека называют французской версией Оскара Уайльда. Оба выделялись своим роскошным гардеробом и большим количеством прижившихся в разговорной речи афоризмов. Но только ли этим был знаменит наш сегодняшний талант?

Жан Морис Эжен Клеман Кокто
Жан Морис Эжен Клеман Кокто

_____________________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️

_____________________________________________________________________

Жан Кокто был, пожалуй, одной из крупнейших фигур 20-го века. Поэт, писатель, драматург, художник, сценарист и кинорежиссёр, - как много можно говорить о его профессиональной деятельности! Литератор долго находился в самом сердце парижской культурной жизни, был плотно знаком с новомодным дадаизмом и сюрреализмом, а ещё ставил необычные и поистине загадочные эксперименты, связанные с изменением сознания (гипнотическим транс-опиумом и снами наяву). Жан Кокто успел многое попробовать на протяжении жизни, но при всех этом он смог остаться серьезным художником, пытающимся найти ответы на вечные вопросы.

Детство и юность поэта

Жан родился в городке Мезон-Лаффит недалеко от французской столицы. Члены его семьи были разносторонними и творческими людьми в достатке. Отец Кокто работал адвокатом и считался неплохим художником-любителем, но через 9 лет после рождения сына покончил жизнь самоубийством. Эта трагедия надолго была запечатлена в памяти ребёнка, поэтому в будущем в его произведениях подобная тема появится ещё не раз.

-2

После смерти отца мальчика воспитывал и растил дедушка, ценивший музыку настолько, что устраивал дома небольшое концерты и коллекционировал музыкальные инструменты, картины Эжена Делакруа и Жана Энгра, а также греческие статуи. Именно он определил Кокто в один из лучших столичных лицеев, подтолкнув ребёнка к осмыслению мира вокруг себя в более глубоком смысле.

Что же Кокто считал центром своего творчества?

Как я уже говорила, Жан Кокто увлечённо искал своё предназначение в самых разных сферах искусства. Он пробовал себя и в роли поэта, и прозаика, и музыканта, и художника, и даже режиссёра кино. Но главное место в его жизни несомненно было отдано поэзии.

Первые стихотворения Жан выпустил в 1906м году: в их числе были «Лампа Алладина», «Легкомысленный принц» и «Танец Софокла». Именно лирику Кокто считал фундаментальным камнем искусства, и это побуждало его выпускать новые и новые стихотворные сборники на протяжении всей жизни. Наиболее известны его книги «Словарь», «Леона» и «Греческий ритм».

В сборнике «Опера» поэт затрагивает сюрреалистическую тематику, а в его «Стихах» проскальзывают мотивы дадаизма. Ближе к концу своей яркой жизни Жан Кокто будто бы начинает чувствовать скорый отход в мир иной и за год до этого печального события создаёт поэму «Реквием», в которой собирает все-все творческие направления, в которых он когда-либо творил.

Амадео Модильяни, портрет Жана Кокто
Амадео Модильяни, портрет Жана Кокто

В 1940–1947 годах Жан Кокто много времени посвятил работе над сценариями для кино. В одном из фильмов он даже сам играл одну из ролей («Барон-призрак» в 1942 году). Жан Кокто умело смешивал между собой фантастику и реальность, изящную форму и удивительные аллергии в сценариях, над которыми так кропотливо трудился. В 1946 году его старания увенчались большим успехом – поставленный им фильме по книге Лепренс де Бомона «Красавица и чудовище» получил премию имени Луи Деллюка).

В 1949 году Жан Кокто поставил фильм «Орфей», а в 1960 году – «Завещание Орфея». Эти работы удивили зрителей своим сложным рядом ассоциаций. Жана Кокто во многом повлиял на развитие французского кинематографа в дальнейшем.

-4

Кокто и живопись

Жан Кокто был не только поэтом, как уже ранее было сказано. Он пробовал себя в живописи и был близок с музыкантами, о чём очень хочется упомянуть.

Кокто и Пикассо - два близких друга
Кокто и Пикассо - два близких друга

В живописи Кокто находился под влиянием дружбы с Пабло Пикассо. Они вместе проводили немало времени, творили, обменивались опытом. Кокто пробовал писать в манере Пикассо; он же, в свою очередь, даже посвящал картины другу-поэту.

Светящийся Орфей, 1951, Жан Кокто
Светящийся Орфей, 1951, Жан Кокто
Пикассо. Двойственный портрет Кокто и Пикассо
Пикассо. Двойственный портрет Кокто и Пикассо

Кокто смотрел каждую из выставок своего друга. Будучи очарованным духом Пикассо, поэт посвятил ему много поэзии, критики и других сочинений.

«Он единственный, кто использует гениальность как интеллект... Это мое самое важное знакомство. Пикассо научил меня бежать быстрее, чем исчезает красота... ».
- Кокто о Пикассо

Дружба двух гигантов искусства длилась 50 лет. Кокто восхищался художником и все время удивился тому, как Пикассо заменил человеческую фигуру «великолепной метафорой линий, масс и цветов».

Орфей,  Жан Кокто
Орфей, Жан Кокто

Кокто и музыка

Жан Кокто был довольно близок и к музыкальным кругам. С ними его связывает тесное сотрудничество с Русским балетом Сергея Дягилева во Франции (скандальный балет "Парад" по его сценарию, музыку писал эпатажный Эрик Сати, оформление, собственно, Пикассо), написание множества сценариев и либретто, общение с Сати и взаимодействие с ним. Но главное - инициация создания Французской шестерки композиторов, чьим идейным вдохновителем, собственно, стал Кокто.

Жан Кокто в центре. Слева-направо: Франсис Пуленк, Жермен Тайфер, Луи Дюрей, Дариюс Мийо, Артюр Онеггер. Жорж Орик - также участник группы Шести - на фото отсутствует.
Жан Кокто в центре. Слева-направо: Франсис Пуленк, Жермен Тайфер, Луи Дюрей, Дариюс Мийо, Артюр Онеггер. Жорж Орик - также участник группы Шести - на фото отсутствует.

У нас на канале уже выходили статьи об этом коолективе. Можете ознакомиться:

Конец поэта и режиссёра Кокто

Жан Кокто скончался от сердечного приступа в середине осени 1963 года. Он был похоронен в часовне Сен-Блез де Симпле в Мийи-ла-Форе. Помимо «Реквиема» перед смертью он сделал несколько фресок, которые позже были помещены около его гроба.

-10

«Я остаюсь с вами.» - такую эпитафию выбрал для себя великий творец. Можно сказать, что еë характер раскрывает его прижизненное убеждение о перерождении души. Кокто верил, что это не его первый и не его последний визит в наш мир, и что после смерти обязательно вернется сюда в новой форме.

В ноябре 2011 года в честь многогранного поэта открылся музей в Ментоне. Посетив его, люди будто бы окунаются в «нереальный реализм» Жана Кокто.

Напишите в комментариях, как вы относитесь к столь многогранной личности!

Авторы статьи: Александра Найрас-Кель, Алексей Селезнев

____________________________________________________________________

Читайте также:

____________________________________________________________________

Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент.