Найти тему

КУДА И С КЕМ МЫ МЧИМСЯ В НОВЫЙ ГОД ?

Новый год – этот праздник традиционно не только наполнен надеждами, заветными желаниями, но и связан с ожиданием позитивных перемен. Это время, когда мы задумываемся о будущем. Все, наверное, согласятся, что уходящий год, завершающийся в условиях специальной военной операции, был непростым и принес немало переживаний... Однако новогоднее торжество уже давно стало значимой частью нашей жизни, ритуалом, который невозможно отменить. Все мы, несмотря на трудности, продолжаем готовиться к Новому году - строим планы и подводим итоги, над которыми стоит задуматься...

Наступит время и то, что сейчас происходит с реформированием образовательной системы страны, даст немало сюжетов для будущих писателей-сатириков. В той или иной степени мы стали участниками множества экспериментов, которые проводит на нас и наших детях команда, которая десятилетиями руководит образовательными процессами в стране. Фамилии этих чиновников всем хорошо известны. Один из главных "реформаторов" - Исаак Калина, который в настоящее время является президентом Академии Минпросвещения и одновременно занимает пост заведующего кафедрой образовательных технологий Московского государственного университета. Многие знакомы с деятельностью этого чиновника по его работе в Москве, где главным результатом "реформ" стало изменение системы управления московским образованием, а точнее говоря, оптимизация школ - слияние их в огромные комплексы. Другим достижением является создание Московской электронной школы ( МЭШ) — инструмента так и не сумевшего обеспечить систематическое получение качественных знаний в период пандемии. Столичный Департамент образования, который казалось бы должен являться местом, где демонстрируются принципы уважительного отношения к человеческой личности, во времена Исаака Калины погрузился в атмосферу всеобщего страха. Ни один директор школы не мог быть уверен - останется ли он завтра на своём рабочем месте. Система была выстроена таким образом, что, демонстрируя безобразное отношение к людям, чиновник Калина возвел в культ исключительно себя самого. С его уходом мало что изменилось, потому что в ДОНМ и подведомственных ему структурах и по сегодняшний день руководящие позиции занимают чиновники, входящие в его кадровый резерв — Александр Молотков, Александр Гаврилов, Марианна Лебедева, Андрей Постульгин и многие другие. Однако часть кадров Калина, пользуясь своими связями во властных структурах, пролоббировал и рассадил в кресла Министерства просвещения и его подведов. Выдвиженцами на высокопоставленные посты были - действующие министр просвещения Сергей Кравцов, замминистра Татьяна Васильева, ректор Академии Минпросвещения Павел Кузьмин, проректор Академии (в недавнем прошлом индивидуальный предприниматель) Богдан Легостаев, проректор Академии (в недавнем прошлом учитель английского языка) Ольга Суханова, руководитель ФИЦТО Сергей Кожевников и другие...

Многие сегодня задаются вопросом: каким образом все эти «реформаторы» вошли в обойму управленческой системы Минпросвещения, ведь ни эстетической, ни научной, ни нравственной, ни педагогической, ни управленческой основы в их деятельности, которую хотелось бы взять, как образец и тиражировать, усмотреть невозможно ? Главное, что волнует этих «деятелей» — это личные интересы ! На протяжении десятилетий мы видим у руля чиновников, которые лишены всякой поддержки у родительской и педагогической общественности. И это не может оставлять равнодушным никого...

Мониторинги, рейтинги, компетенции, ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, МЭШ, аттестации и контракты, бесконечные олимпиады и награждения, стимулирующие выплаты, PISA и PIRLS, нескончаемые проверки — ко всем этим явлениям, имеющим массу негативных оттенков в полной мере причастен Исаак Калина, Сергей Кравцов и члены их команды. Тем не менее, после зафиксированных серьезных нарушений, чиновники Минпросвещения продолжают оставаться на своих постах и рисуют нам очередные благостные картинки с достижениями, которые нас ждут на весьма туманной образовательной планете. Что это за планета ? Нужно ли нам всем стремиться попасть на неё ? Каким образом случилось так, что из более чем 145 миллионов россиян не нашлось достойных, умных и порядочных людей, которые могли бы стать локомотивом ведущего ведомства страны, решающего вопросы образования, воспитания и просвещения ? Все эти вопросы остаются без ответа. В Год педагога и наставника, мы в очередной раз вынуждены констатировать тот факт, что определять стратегию нашей образовательной системы будут те, кем этот шанс уже неоднократно не был оправдан. Те же, там же, на тех же позициях участвуют в реализации новых задач, одной из которых является перезагрузка системы патриотического воспитания молодежи. Ни для кого не секрет, что дела с патриотическим воспитанием идут не очень хорошо и "Разговоры о важном", поднятие флага и исполнение гимна - все эти нововведения плохо приживаются в образовательной среде и не склоняет их только ленивый… А какой можно было ожидать результат от посредственной учительницы английского языка, которая в одночасье стала проректором Академии Минпросвещения и курирует вопросы воспитательной политики ? Почему учительница английского, а не учитель истории или литературы решает подобные задачи ? Ведь литература и история - именно эти два школьных предмета касаются души человека. Быстро меняющийся мир задает сегодня новые масштабы и новые цели. И задача чиновников от образования, так выстроить образовательный процесс и вооружить педагогов такими методиками, чтобы они имели все возможности научить школьника вести диалог с наукой, искусством, людьми и, конечно, с самим собой. Литература и история, как учебные предметы, без сомнения, являются школой диалога, которая сегодня может противостоять любому равнодушию - эстетическому, эмоциональному, духовному, может помочь человеку увидеть хорошее, пробудить добрые чувства… Трудно возглавлять процесс, имея существенные пробелы в гуманитарной области. Это тот случай, когда беспричинной улыбки на мероприятиях будет совсем недостаточно - нужно быть в курсе и решать очень много разных задач, в том числе, работать над учебно-методическими комплексами по истории и литературе, в которых отсутствует одна из важных задач - активизация эмоциональной деятельности ученика. Не зря говорят, что можно забыть, что увидел, можно забыть, что услышал, но то, что попадает к человеку через эмоцию - забыть невозможно. Отсутствие способности к со-переживанию, со-участию приводит к тому, что современному школьнику, не жалко, не горько, не больно, а «глубоко фиолетово»! В том числе и потому, что он очень хорошо чувствует ложь и чтобы ему не говорили взрослые - прекрасно видит, что происходит в реальности и не верит сказанному…

Команда Кравцова-Калины не желает вести диалог с людьми. Чиновники априори считают представителей образовательного сообщества бездарными и беспомощными в выборе путей развития системы образования. Только этим можно объяснить тот факт, что в новый год мы идем со старыми руководителями, которые только на бумаге рисуют очередные пути решения проблем.

Тут главное, чтобы в конце 2023 года, объявленного Годом педагога и наставника, мы все не оказались в трясине гнилого болота, в которое нас легко могут утянуть горе-реформаторы самого Минпросвещения и подведомственной ему Академии и вот почему: ведомству, в лице Татьяны Васильевой, и «Академии Минпросвещения», в лице Павла Кузьмина закон не писан. Академия, как структура осуществляющая деятельность на рынке услуг дополнительного профессионального педагогического образования, невзирая на предписания Прокуратуры и федеральной Антимонопольной службы в очередной раз пытается обойти закон и стать монополистом в сфере подготовки и переподготовки педагогических кадров в нашей стране. В отношении неё уже были определены признаки нарушения законодательства части 3 статьи 15 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Теперь чиновники изменили тактику, но не изменили преследуемую цель. Они включили, все ранее обнаруженные в распоряжении пункты нарушающие закон, в саму Концепцию. С новым документом «Об утверждении Концепции создания Единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров» (далее – Распоряжение № Р174), которым, коренным образом меняется положение педагогических вузов в стране можно ознакомиться по ссылке: Источник

Все это не может не усложнить и без того незавидную участь школьного учителя. Да, пока недовольство высказывается в закрытых чатах, ведь не секрет, что страх уже давно поселился в наших школах… Страх не пройти аттестацию, впасть в немилость проверяющих из Департамента, не обеспечить заявленные баллы и не попасть в рейтинг, страх не угодить школьной администрации, не угадать какое-то её желание и вследствие этого потерять работу... Честь и хвала тем педагогам, кто не готов приспосабливаться и, имея принципиальную позицию, приходит на помощь своим подопечным в какой бы сложной ситуации они не оказались. Но далеко не все учителя готовы сегодня вставать на защиту своих учеников. И тогда спасательным кругом школьника, остается только он один. Имя ему - РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ ! Когда все совсем плохо и директор на повышенных тонах заявляет - вы портите показатели учебного заведения ! Вы совсем потеряли контакт с дочерью (сыном) ! Вам в школе не место ! И ситуация с подростком, напоминает строчки Беллы Ахмадулиной « От неурядиц всей земли я шла озябшим делегатом, и дом смотрел в глаза мои и добрым был и деликатным...». Как же на самом деле это ценно и важно, чтобы ДОМ (для каждого свой !) в минуту злую, оказался и добрым, и деликатным…

В нашей стране Новый год был и остается самым главным и самым любимым семейным праздником. Не будем и в этот раз нарушать традиции ! Пожелаем друг другу терпения и удачи... И пусть в наших ДОМАХ будет тепло, витает аромат мандаринов и хвои, бокалы наполняются шампанским, на столе присутствует неизменный салат «Оливье» и под бой курантов загадываются самые заветные желания...

С Новым годом !