Найти в Дзене

Дом, милый дом! Рассказываем о жилище камчадалов

Камчадальское жилище

Инсталляция «Традиционное жилище камчадалов. Конец XIX- начало XX вв.» появилась в библиотеке летом 2021 года.

Благодаря воспоминаниям уроженца старого Большерецка Дмитрия Логинова и старожилов долины реки Камчатки и Мильковского района; описаниям учёных и путешественников – Карла Дитмара, Владимира Комарова, Джорджа Кеннана, Френсиса Гиллмарда (и многих других!), нам удалось выявить и показать главные элементы во внешнем виде и внутреннем обустройстве камчадальских жилищ.

И как-то под Новый год в уютном жилище встретились камчадалка в праздничном платье, героиня корякской сказки и лиса с котом.
И как-то под Новый год в уютном жилище встретились камчадалка в праздничном платье, героиня корякской сказки и лиса с котом.

Ну что, мчимся на собачках к гостеприимным камчадалам?

Ирина Редькина. Рождество в Петропавловске. Из фондов КГБУ ККОМ
Ирина Редькина. Рождество в Петропавловске. Из фондов КГБУ ККОМ

В дороге вы можете спросить – а кто же такие камчадалы?

Метисная группа, получившая статус народа, включённого в «Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации» (2000 г.) – ответим официально.

Породнившиеся с Камчаткой потомки русских, ительменов, коряков, якутов, англичан, американцев – ответим по-простому.

-4

А лучшее определение своему народу дал камчадал Георгий Поротов: «Слились крестьяне кровью с казаками землепроходцами да ительменами-медвежатниками, породив новый народ – камчадалов...»

Камчадалы проживали на Камчатке везде, кроме современных Карагинского и Олюторского районов.

И наш домик может стоять где угодно: в Большерецке, Шаромах, Мильково, Камаках, Ключах, Старом Остроге, Тигиле... Везде, где жили камчадалы!

В селении Щапина (современный Мильковский район) домик мог быть и таким
В селении Щапина (современный Мильковский район) домик мог быть и таким

Затянулась наша присказка, лукавые собачки ленятся, в пути не спешат. Давайте-ка уже заглянем в типичное камчадальское селение конца XIX-начала XX века!

Можем заглянуть в Паратунку
Можем заглянуть в Паратунку

Нашим спутником станет доктор медицины Николай Слюнин, известный российский исследователь Дальнего Востока, автор книги «Охотско-Камчатский край (1900 г.)

А можем заглянуть в Верхне-Камчатск!
А можем заглянуть в Верхне-Камчатск!

«Все острожки, с внешней стороны, имеют много общего: разбросанные большею частью в беспорядке по берегу реки, они все состоят из бревенчатых изб с крытыми сенями или пристройками для склада домашнего скарба; без фундамента, с деревянным полом, реже – без него; внутри обклеиваются обоями и обиваются ситцем, чаще всего ровно обтесываются.

Крыша из травы или древесной коры; окна со стеклами составляют редкое явление, а чаще всёго вставляется рама, на которую натянуты и прикреплены полоски из кишечника медведя или нерпы…

Дом старосты селения Корякского. 1882 г.
Дом старосты селения Корякского. 1882 г.

Каждая изба обыкновенно делится на три отделения: при входе нечто вроде передней с русскою печью; направо – чистая половина со столом, божницей, лавкой, 2-3 самодельными стульями и обязательно с деревянным диваном, который служит кроватью для проезжающего.

Перегородка, чаще неполная, отделяет эту гостиную от хозяйского помещения и спальни.

Во всех острожках, за исключением домов Петропавловска и близлежащих поселков, нас всегда поражала замечательная чистота не только красной половины, но и хозяйского угла: полы, стены, потолок и мебель – всё вымыто до безукоризненной чистоты; стол даже в избушках бедняков прикрыт скатертью или куском ситца…

При каждом доме есть отдельная вышка (балаган) с навесом, на который ставятся нарты и куда складывается собачий корм и юкола для людей.

Балаган  и ездовые собаки. Селение Ганалы, август 1882 г. Иллюстрация из книги  Ф. Гиллмарда «Плавание «Марчезы» на Камчатку и в Новую Гвинею»
Балаган и ездовые собаки. Селение Ганалы, август 1882 г. Иллюстрация из книги Ф. Гиллмарда «Плавание «Марчезы» на Камчатку и в Новую Гвинею»

Для рогатого скота и лошадей есть крытые хлевы; у каждого хозяина есть яма, недалеко от избы, а чаще всего по берегу реки, где хранится кислая рыба для собак».

Вид Большерецкого острога. Гравюра по рисунку Джона Веббера, 1779 г.
Вид Большерецкого острога. Гравюра по рисунку Джона Веббера, 1779 г.

И конечно, стоит в камчадальском селении деревянная церковь или часовня!

Церковь в селении Ганалы, нач. ХХ в
Церковь в селении Ганалы, нач. ХХ в

Ещё упомянем огороды, отдельно стоящую небольшую баню, высокие черемухи.

Отметим также, что дома могли значительно различаться в разных районах Камчатки: где растёт лиственница – побольше, подобротней, а где лес плохой (особенно в приморских районах) – небольшие домики будут построены из корявых, суковатых бревен – березовых или ветловых.

А близ Петропавловска недостаток леса нередко вынуждал возводить сени и другие пристройки из разного случайного мате­риала – досок от товарных ящиков, кусков кровельного железа, и даже жести от керосиновых банок.

Иллюстрация из книги В. Комарова «Путешествие по Камчатке в 1908-1909 гг.»
Иллюстрация из книги В. Комарова «Путешествие по Камчатке в 1908-1909 гг.»

И наши затонированные темной морилкой стены – как будто потемнели от ветров, а «крышу» мы хотели покрыть волнистым железом (увы, не удалось).

А о красных окнах и белых стенах – история впереди!

Вся работа по дереву и покраска выполнены Виталием Васильевым.

Ну что, посмотрели на дома снаружи – в следующий раз зайдём в гости!

А если хотите узнать про камчадалов побольше – пожалуйста, заходите в гости!

До встречи через две недели!