Плавать по воде в наше железнодорожное, автодорожное, самолётное время - это редкая роскошь.
А уж плавать на настоящем теплоходе с каютами - и вовсе совсем нечастое занятие.
До недавнего времени таких дальних некруизных теплоходных линий в России было две, но после ковида приказал долго жить маршрут по Иртышу и Оби (Омск - Салехард), и осталась теперь только линия по Енисею.
А куда ей деться: если от Красноярска до Енисейска можно доехать по автодороге или даже поездом, то севернее старейшего восточносибирского города дорог нет, хотя населённых пунктов там немало, и даже города есть (Игарка, Дудинка, Норильский промышленный район).
Теплоходы "Валерий Чкалов" и "Александр Матросов", связывающие Красноярск, Енисейск и Дудинку, были построены в Восточной Германии в 1950-е годы.
И по состоянию на 2022 год это старейший в России общественный транспорт.
Полные послевоенного шика (дерево, металлические поручни, зеркала), эти теплоходы похожи на старые поезда московского метро (ЕЖи, дольше всех ходившие на синей/Арбатско-Покровской линии), а ещё больше напомнили мне общагу в Главном Здании МГУ (и даже пахнет в них похоже).
Они долгое время функционировали как круизные теплоходы, и от этого их прошлого сохранилось немало.
Взять хотя бы кают-компании, они же салоны для пассажиров на носу и корме.
Я никогда раньше не плавал в каюте, и моё временное жилище третьего класса, рассчитанное на четверых, оказалось похоже на ретрокупе в поезде, только просторнее; без третьих багажных полок, зато со шкафами, а дополнительный шарм интерьеру придавало сдвигающееся вниз с помощью крутящейся над столиком ручки окно.
Высокий класс, который ощущается на "Александре Матросове" - это не только ретро-интерьер, это и персонал, который разговаривает с пассажирами как в неплохой гостинице - это вам не сахалинские паромы и не скоростные суда Якутии.
Тут есть настоящая стойка ресепшна, кафе, два ресторана, "читальные салоны" с мягкими креслами, диванами и шахматными столами, развешанные по деревянным стенам коридоров старые фотографии городов и посёлков, через которые проходит теплоход и даже пара географических карт местности.
Две прогулочные палубы прилагаются.
А на "Валерии Чкалове", говорят, остался такой круизный сервис, как краткие сообщения от капитана про всякие места, которые видно с борта теплохода.
Отходящий от Енисейска "Александр Матросов" заполнен до отказа, и за 2 недели до отплытия мне едва удалось ухватить одно из трёх последних мест.
Люди плывут до многих маленьких деревень и посёлков по дороге, но бо́льшая часть пассажиров сходят на берег в крупных населённых пунктах, откуда при этом дорогое и не очень удобное авиасообщение - в селе Туруханск и городе Игарка.
Ну и ещё у теплохода есть такое преимущество, как 36 кг бесплатного багажа на человека: для северян, возвращающихся из тех мест, где всего больше и всё дешевле, это важный пункт.
Я немного опасался, что пассажиры теплохода будут гулять, безудержно веселиться и вообще проводить эти три дня плавания с максимальной для себя пользой, но всё оказалось не так плохо: бо́льшую часть пути на "Матросове" плыли в основном семейные из отпусков и туристы.
Но уже на вторые сутки плавания попался мне один кадр, похожий на знаменитого персонажа ютьюба, уссурийского депутата Наливкина.
А уж на последней перед Дудинкой остановке (деревня Потапово, где даже мобильной связи нет), на теплоход село, кажется, половина населения этой деревни, а некоторые даже заселились в мою полупустую к концу плавания каюту.
Один был русский 60-летний мужик, с одним зубом, приехавший в эти места 35 лет назад из нижегородской глубинки строить школы и работать на лесопереработке (и у себя в колхозе горбатишься и тут, но тут хоть платят!), а другой энец из местных коренных, помоложе. Они оба заселились уже с открытой бутылкой водки, но если русский в целом держал себя в руках, то энца быстро развезло, он стал рассказывать что уже в третий раз едет в город кодироваться, и пытался сожрать мою зубную пасту (я был тронут и выделил ему немного).
Энец довольно быстро исчез из каюты в неизвестном направлении ("заблудился, падла" - удовлетворённо сказал его русский собутыльник), а русский ещё немного пил в одиночестве, развлекая меня занятными, но печальными историями своей однообразной жизни. Потом он заснул, да так, что я едва разбудил его в Дудинке, а на прощанье подарил мне самодельный хлеб и кучу солёной рыбы, сига и корюшки.