Александр Фридрихович Бернадский, ветеран Саратовского авиазавода, провёл довольно интересную исследовательскую работу, изучив массу государственных документов тех лет. Документы были предоставлены Федеральным архивным агентством ФКУ «Государственный архив Российской Федерации» и ОГУ «Государственный архив новейшей истории Саратовской области».
Краткий итог расследования можно описать так:
- Саратовский завод комбайнов официально стал авиационным 3 декабря 1937 года, а не 5 августа того же года, как считалось ранее.
- Перед тем, как стать авиационным заводом, СЗК несколько месяцев, с 1 августа 1937 года, функционировал как артиллерийский завод.
- Было целых 4 варианта размещения будущего заводского аэродрома.
- Директором завода в промежуток после ареста Витчинкина М.Л. (27 июля 1937 года) и до назначения Малахова Ф.С. (12 апреля 1938 года) был Новиков Николай Сергеевич - исполняющий обязанности директора завода.
- Считалось, что 28 октября 1938 года с аэродрома завода взлетел первый самолет саратовских авиастроителей - Р-10 (ХАИ-5). Однако, на тот момент заводской аэродром ещё не был готов для проведения испытаний самолетов. Временно для испытания готовой продукции использовался аэродром, расположенный в 12 километрах от промплощадки завода. Сейчас этот аэродром известен как Саратов-Центральный (закрыт в 2019 году).
Немного интересностей из этого объёмного исследования.
Вот что с 1938 года должен был производить завод вместо комбайнов.
Весьма интересные сведения содержатся в акте передаче-приёмки завода.
Например про жилфонд и социнфраструктуру (речь в основном про нынешений 1-й жилучасток).
Что за 3 дома на участке ШПЗ? Есть подозрение, что 2 дома - это дома ИТР ГПЗ, которые находились на ещё не переданном САЗу участке под соцгородок ШПЗ. Но тогда третий где?
Самая интересная для дальнейших исследований часть это карта, которая прилагается к вариантам выбора места под аэродром. Тут мы видим состояние местности на 1937 год.
Что интересного я здесь разглядел, чего не видел ранее?
Трамвай №2 (на Крекинг) имеет другую конечную, не совпадающую с Пролетарской и Ильинской линиями, примерно там же, где он берёт начало и сегодня. В то время как остальные трамваи имели конечную у главного входа в клуб СЗК (рядом с памятником Ленину). Но, вероятно, я ошибаюсь, и это автодорога так нарисована.
Очень наглядно видно происхождение названия улицы Огородная.
На месте школы №22 были парники ЦРК.
Очень хорошо видно овраг на площади Орджоникидзе с прудами, переходящий на другую сторону от дороги.
Более верные силуэты построек 1-го жилучастка, по сравнению с картой 1934 года.
Обратите внимание, какой адрес был у завода:
Шёл март 1938 года:
А это причина невыполнения плана по сдаче самолётов. Возить их приходилось на Саратов-Центральный (недавно закрытый гражданский аэродром).
Полная версия расследования (154 страницы) с текстами документов выложена на страничке САЗ-центр в ВК:
В следующий раз о других интересных документах, связанных с САЗ, не попавших в эти 150 страниц...