Господин учитель, у Агнешки ластик отобрал Фриц … и не отдаёт! Примерно так, в одном образе времён начальной школы, можно понять суть требований о выплате триллиона репарации за Вторую мировую войну со стороны поляков. Получив несколько раз документальный отлуп «проблема закрыта навсегда» от Берлина, неугомонные ясновельможные ударились во все тяжкие: Еврокомиссию, ОБСЕ, ПАСЕ, ООН, доскакав с челобитной даже к Хозяину — Конгрессу США. С требованием немедля обязать. Не то коллективного Фрица, который «высокомерно» отказывается платить «ждут большие проблемы», конец цитаты.
Тему с репарациями действительно закрыли в 90-ые годы, тому есть несколько двухсторонних соглашений, немцы рассчитались за причинённый ущерб до последнего пфеннига. Но терпящая бедствие правящая партия «Право и справедливость» (ПиС) Качиньского-Моравецкого-Дуды нащупала гриву электорального конька и стремиться животинку оседлать, чтобы на выборах этого года остаться при власти. И плевать, что нет юридических инструментов заставить Берлин платить.
Дело не в пресловутых и фантастических $1,3 трлн., такое впечатление. «Право и справедливость» заинтересовано в разгоне агрессии среди всего польского населения, последнее время тихо звереющего от инфляции, роста цен, украинских беженцев. Но заменитель «горького» подсунут, социология говорит: 68% поляков уверены — Берлин должен (43%) или скорее должен (25%) платить. Одна проблема … 77% немцев «категорически против», а при числе согласных в 4%.
Разозлённые бюргеры, узнав, что на них наябедничали в Америку и ООН самым карикатурным манером, начали разгонять в соцсетях петицию к бундестагу с требованиями поднять архивы времён Второй мировой из Польского генерал-губернаторства, отправить в Конгресс США списки «добропорядочных поляков», сдававших евреев десятками тысяч. Чтобы рвануло покрепче — дополнить перечнем мародёров, сумевших награбленное вывезти в США и Великобританию.
Комиксы
Именно так можно охарактеризовать попытки руководства «ПиС» устроить обсуждение темы репараций. С извечной польской мазуркой вокруг обиженной, угнетённой, разделённой и обманутой Речью Посполитой. Портить отношения с Германией (читай – Евросоюзом) перед лицом глобального экономического кризиса ради грядущих парламентских выборов, вопрос довести до абсурда? Вряд ли, ставки явно выше.
Выставлять страну мировым посмешищем, даже в самой Польше, считают опасным делом. Из-за неистовой русофобии начальства, жизнь простого поляка подорожала за 2022-й на 34%, в некоторых воеводствах (живущих за счет поставок угля) на все пятьдесят. Злотый шатается в инфляционном похмелье, единственное, что поддерживает его — немецкие компании внутри страны и пересылаемые из Германии миллионы евро от польских гастарбайтеров. И конечно же, дотации ЕС (читай – Германии).
Если улица и фанатские виражи футбольных стадионов считают немцев вторыми по опасности (после русских) для суверенитета Польши, то деловые элиты и крупный бизнес являются прогерманскими без вариантов, они знакомы с цифрами экономической зависимости от Берлина и Брюсселя. Вопрос с репарациями не про деньги, пишет «Gazeta Polska Codziennie», одинаково критикующая «нацистов Качиньского» и «евро-предателей Туска» — речь идёт об «украинском сценарии».
Уже сегодня любой здравомыслящий поляк, только заикнувшись о недопустимости разговаривать с могучим экономическим соседом площадной бранью подвыпившего улана, назначается «Правом и Справедливостью» национал-предателем. Раскалывать общество по лекалам куевской хунты — прямая дорога к другого рода репарациям. Идущими в комплекте с историческими немецкими Штеттином, Бреслау и Данцигом. Издание напомнило слова Путина о «декоммунизации», недалёк день, когда подобные произнесут в Берлине и Брюсселе.
Сегодняшнюю Польшу редакция сравнила с болонкой из популярного английского рассказа писателя Джерома Клапки Джерома, которую привязали к специальной решетке возле мясной лавки в окружении прочих собак, чинно и достойно ждущих своих хозяев с порцией теплой печёнки. Мелкая тварь начала подло хватать за лапы и хвосты небольших псов, те случайно цапнули более крупных, вскоре началась такая битва, хвалёные лондонские «бобби» с дубинками не могли растащить остервенело грызущееся собачье кубло.
Мораль проста: английский бульдог никогда не бросится на немецкую овчарку просто так, он понимает, что перед ним не домашний котик. Болонка не способна подобное достоинство разума осознать, её удел — привлекать внимание любыми способами, оставаясь безнаказанной.
Нам такие нехитрые житейские мудрости известны по истории повышения собственной значимости за счет лая на слона. Польша настолько крута и велика, что может бросить вызов Германии, даже в нынешнем жалком состоянии последней? Претендует на лидерство в Европе, если хозяева из Вашингтона назначат? Пожалуй, замысел именно в этом, погромче лаять и покусывать благородных псов исподтишка за хвосты и лапы.
История с зенитной ракетой не прокатила, теперь вновь извлечён вопрос репараций, чтобы в США не забыли об инициативном [censored] с небывалыми амбициями на предмет Речи Посполитой «от можа до можа». Как не пнуть унижаемую и разграбляемую Германию, не напомнить об исторической опасности, от тевтонского духа всегда исходящего. Никто не просит вроде, но ясновельможные из кожи лезут, чтобы угадать желания больших боссов. Начать не то «украинизировать» Европу, не то накачивать её опасным польским популизмом «нам все должны!».
Стойкая карикатурность части панского общества и политиков типа Качиньского-Моравецкого давно известна, но знающие историю люди изумлённо почёсывают затылки. Неужто Варшава забыла свою печальную участь, в конце 30-х годов прошлого века заигравшись в европейского скандалиста, надеясь использовать противоречия Лондона и Парижа, Берлина и Москвы? Сколько можно третировать соседей воплями «вечной жертвы», которую русские, австрийцы и немцы постоянно обижают.
Вековые ухватки и привычка лезть на рожон, при этом озираться, кому бы угодить — особое устройство панского сознания. Стоит одному «сюзерену» чуть охладеть к своему добровольному лакею, тот мгновенно назначает его вселенским злом и находит нового хозяина. Какая-то родовая травма: едва Польшу выдергивают из-под влияния одной империи, она стремится прочь от самобытной независимости, немедля начиная крутиться на пупе перед новым «гегемоном». Загадка и тайна великая.
Выше рыночной цены
Теперь постараемся понять логику Варшавы. Есть личное убеждение: вопрос о репарациях адресован не сколько Берлину, выплаты невозможно получить от немцев даже теоретически. Для чего тогда балаган? Нужно знать устройство мозга польских националистов, их веками отработанную манеру поведения. Трескучие угрозы в одну сторону всегда имеют второе дно, никак не относящееся к атакованной «собаке покрупнее». Литературная болонка Джерома Джерома возле лондонской лавки всегда заинтересована в драке между самыми крупными псами на привязи, считая себя самой умной и хитрой.
Логично предположить: вопрос о репарациях адресован России. Военной силой ясновельможные бряцают, но историческая память им напоминает: походы по шерсть всегда оканчиваются возвращением домой стриженными. Нападая на немцев, поляки преследуют несколько целей: показывают свои претензии на лидерство в Восточной Европе, занятие позиций униженного Берлина, не очень понимающего указания Хозяина на степень обязательного вовлечения в украинский конфликт. Это раз.
Второе. Вопрос репараций за «советскую оккупацию» будоражит умы самой Польши, шпротно-бальзамных архиепископств, нескольких других пациентов, вплоть до княжества Финляндского. Готовых пересмотреть всю систему послевоенных договоров, вплоть до пограничных демаркаций. Если с одного соседа можно нагло требовать денег, почему с другого не попросить территорий, особенно когда Хозяин не будет возражать?
Даже потребовать. Варшава смотрит на Лемберг (Львов), то неизбывная мечта. Но стоит в инициативном порядке туда сунуться, рушится вся система договоров послевоенного устройства, Берлин немедленно потребует пересмотра архитектуры границ в Европе, захочет вернуть исторические земли. Совсем другое дело, когда «восточные крессы» принесут на блюдечке с голубой каёмочкой целой коалиции, поддержанной из-за океана. С прицелом на дальнейший пересмотр российских границ. Даже немцы не рискнут возразить.
Предпочту всегда наблюдать за поведением одного сумасшедшего, чтобы понять общую обстановку в бедламе. Варшава затевает очередную свару, являясь её инициатором. Наступает на привычные грабли, превращая историю в политический инструмент. В бизнесе такое шаткое и непредсказуемое поведение называют искусственным «завышением цены на рынке», когда можно сорвать сказочный куш, а можно очутиться нищим в местном околотке, в ожидании суда о лишении имущества.
Выводы
Форточка Овертона бешено стучит пулемётом Максима. По одну сторону изготовились вцепиться в лапы и хвост немецкой овчарке «болонки», очень желающие получить репарации за «ущерб Второй мировой». Взвешивая в слабых лапках мощнейшее оружие национализма, перечисляя «электорату» имена тех, где и когда нацию унизил, обидел, по чьей вине нынешние поколения живут плохо, хотя отцы и деды хотели другого. Киев, а теперь Варшава открыли ящик Пандоры, когда историю задним числом необходимо переписать, прошлое — забыть.
Вчерашняя встреча «Люблинской тройки» в польском Лемберге — по другую сторону форточки Овертона. Декларация о «многовековой стратегической связи между Украиной, Литвой и Польшей, которые когда-то образовывали одно государство» ещё раз говорит, что история — москальская лженаука. Что затеяли господа-панове, объяснять не нужно.
В обход Евросоюза, не желающего принимать Киев в дружную семью народов, пытаются создать наднациональное государственное образование. Два члена которого — страны НАТО. Очень топорно, как и обращение к США, призыв к Хозяину стать арбитром в претензиях к Германии. Но инициатива может быть интересной для американцев, через новую Речь Посполитую втянуть Европу на новую ступень эскалации, обязать отстаивать территориальную целостность не только Украины.
Если задумка Варшавы именно в этом, мы из зрительного зала просмотрим последний акт трагедии «Падение Евросоюза». Коль Америка сочтёт предложение здравым, тогда использует инициативу поляков для нешуточной дестабилизации ЕС. С обязательным устранением главного экономического конкурента — Германии, поставленной перед выбором. Либо начать всерьёз финансировать и вооружать новую «многовековую Речь Посполитую» для борьбы с Россией, либо прежняя система послевоенного миропорядка будет варварски разрушена.
Юридически претензии Польши давно удовлетворены немцами? Так осталось немало тех, кто ломаного пфеннига не получил, но пострадал во Второй мировой. Из жертв Холокоста только граждане Израиля сполна компенсацию обрели, как быть с остальными? Ныне живущими в Америке, например. Тамошнее еврейское лобби неимоверно сильно, делами в Конгрессе заправляет без всякого стеснения. Если возьмутся за вопросы «частных репараций» потомкам, Берлин пустят по миру за дни.
Неплохая такая литературная «болонка», приводящая привязанных четвероногих в состояние нервоза и неизбежной драки. Чтобы угомонить любимого питомца Хозяина, не довести дело до беды — Берлину, Парижу и прочим Брюсселям приходится с Варшавой договариваться по каждой мелочи, пусть даже выглядит диалог полной нелепицей и фарсом. А затронув принципиальный вопрос «германского преступного прошлого», Европа рискует расколоться самым непредсказуемым образом.
Форточка Овертона способна захлопнуться раз и навсегда, впервые за почти 80 лет одна европейская держава на официальном уровне сообщает другой: весь комплекс договоров и послевоенных соглашений … не имеет для нее юридической силы. Обращаясь во все инстанции, включая ООН и офис главного «гаранта мироустройства», Варшава призывает международное сообщество поступить так же, создать прецедент.
Осталось посмотреть, что решат в Граде-на-Холме. Нужно признать, Америка тяготится ритуальными обязанностями соблюдать ошмётки норм и правил Ялтинско-Потсдамского мироустройства, а в Совбезе ООН опутана правом вето России-Китая. Куда проще резким движением перевернуть шахматную доску и начать пересматривать нормативную базу послевоенного мира. С реформированным ООН, прочими глобальными международными институциями, кои стало дорого содержать. Интересные времена наступают, только они уже случались не раз. Заканчиваясь очередным разделом Польши. В добрый путь и сегодня!