Найти в Дзене
БРАНДВАХТА

Научный флот Байкала - проект ТСК.500

Давно у нас обзоров не было новых проектов судов. А тут конец 2022 года принес сразу два. Начнем с речного - на верфи в Белом Городке (Тверская область) начато строительство научно-исследовательского судна (НИС) для нужд ФГУП «Всероссийский НИИ морского рыбного хозяйства и океанографии». Новое судно будет носить имя ВИКЕНТИЙ ЗАЙЦЕВ. Планируется, что судно будет работать на озере Байкал. Закладка нового судна состоялась 8 декабря 2022 года. Это уже второе научное судно для Байкала. Ранее я уже писал о НИС ПРОФЕССОР ВОЗНЕСЕНСКИЙ, построенное в 2018-м году для нужд ФГУ "Гидрометфлот". Итак - НИС проекта ТСК.550 Как пишут порталы sdelanounas.ru и paluba.media - в Белом городке будут изготовлены корпус и надстройка, а монтаж и запуск систем, а также финальные работы будут вестись уже на озере Байкал в пос. Култук. Теперь перейдем к чертежам и спецификациям. Напомню, что все подобные публикации основаны на документации из открытых источников, в частности на тех эскизных проектах, которые вхо

Давно у нас обзоров не было новых проектов судов. А тут конец 2022 года принес сразу два. Начнем с речного - на верфи в Белом Городке (Тверская область) начато строительство научно-исследовательского судна (НИС) для нужд ФГУП «Всероссийский НИИ морского рыбного хозяйства и океанографии». Новое судно будет носить имя ВИКЕНТИЙ ЗАЙЦЕВ. Планируется, что судно будет работать на озере Байкал. Закладка нового судна состоялась 8 декабря 2022 года. Это уже второе научное судно для Байкала. Ранее я уже писал о НИС ПРОФЕССОР ВОЗНЕСЕНСКИЙ, построенное в 2018-м году для нужд ФГУ "Гидрометфлот".

Научный флот Байкала - НИС ПРОФЕССОР ВОЗНЕСЕНСКИЙ
БРАНДВАХТА30 ноября 2021

Итак - НИС проекта ТСК.550

НИС проекта ТСК.550, изображение - © paluba.media
НИС проекта ТСК.550, изображение - © paluba.media

Как пишут порталы sdelanounas.ru и paluba.media - в Белом городке будут изготовлены корпус и надстройка, а монтаж и запуск систем, а также финальные работы будут вестись уже на озере Байкал в пос. Култук.

Закладная табличка НИС проекта ТСК.550, изображение - © paluba.media
Закладная табличка НИС проекта ТСК.550, изображение - © paluba.media

Теперь перейдем к чертежам и спецификациям. Напомню, что все подобные публикации основаны на документации из открытых источников, в частности на тех эскизных проектах, которые входят в комплект конкурсной документации по выбору верфи для строительства судна. И естественно, что если в процессе строительства будут внесены какие-то изменения, то о них я уже узнаю по мере появления информации о построенном и сданном эксплуатанту судне в открытых источниках. Комплект документации, который я использую в процессе подготовки подобных публикаций, я выкладываю и даю ссылку на архив.

общее расположение - вид с правого борта
общее расположение - вид с правого борта

Новое судно предназначено для выполнения полевых научно-исследовательских работ с присутствием на борту судна научной группы. Как мы уже видим из названия - акватория - озеро Байкал. Скорей всего сюда же будет относится и небольшой 55-километровый участок от истока Ангары в озере Байкал до плотины Иркутской ГЭС. Так сложилось исторически, что ангарские ГЭС (Иркутская, Братская, Усть-Илимская и Богучанская) не имеют судопропускных сооружений. Так что Ангара не входит (по техническому заданию в том числе) в акваторию работы нового судна.

Класс судна по правилам Российского Классификационного Общества (Российский Речной Регистр до 2022 года) - М3,0 (лед40)А. мореходные качества обеспечивают безопасное плавание при силе ветра до 24 м/с в порыве и высоте волны до 3 метров.

Корпус судна - стальной сварной. Надстройка двухъярусная, надводный борт избыточный. Корпус разделен на семь водонепроницаемых отсеков, переборки между отсеками доходят до главной палубы.

Главные размерения судна и основные технические характеристики:

  • Длина наибольшая - 36,3 м
  • Длина расчетная (по КВЛ) - 33,7 м
  • Ширина наибольшая - 7,3 м
  • Ширина расчетная (по КВЛ) - 7 м
  • Высота борта:

- в носовой оконечности - 3 м

- на миделе - 3 м

- в корме - 3 м

  • Экипаж - 4 человека
  • Спецперсонал (собственно это и есть научная группа) - 7 человек

Водоизмещение и осадка:

  • Водоизмещение в порожнем - 280 тонн

- осадка в носу - 1,605 м

- осадка в корме - 1,675 м

- осадка средняя - 1,64 м

- дифферент -0,070 м

  • Водоизмещение с полной нормой запасов - 314,6 тонны

- осадка в носу - 1,846 м

- осадка в корме - 1,752 м

- осадка средняя - 1,8 м

- дифферент 0,096 м

  • Дедвейт

- топливо - 31 тонна

- масло - 2 тонны

- провизия - 0,5 тонны

- экипаж (4 человека) с багажом - 0,4 тонны

- спецперсонал (7 человек) с багажом - 0,7 тонн

  • Автономность плавания

- по топливу ~9,94 сут

- по нефтесодержащим водам ~10,25 сут

- по сточным водам ~6,1 сут

- по мусору: бытовому ~12,27 сут, пищевым отходам ~20,45 сут, пластмассовым отходам ~13,64 сут

Общее расположение - план трюма
Общее расположение - план трюма

Машинное отделение расположено в трюме, ближе к корме. Для движения судна используется два дизель-редукторных агрегата СДРА-300. Для снабжения электроэнергией используется два дизель-генератора ДГР 2А100/1500.

Дизель-редукторный агрегат состоит из дизельного двигателя ЯМЗ-240ПМ2-1 (V-образный, 12 цилиндров, мощность 300 л.с., 1500 об/мин, крутящий момент 1491 Н.м., максимальный крутящий момент достигается при 1600 об/мин, масса двигателя 1790 кг).

внешний вид дизеля ЯМЗ-240ПМ2*
внешний вид дизеля ЯМЗ-240ПМ2*

Реверс-редуктор DMT-200HL производства компании D-I Industrial Co. (КНР). Данный редуктор так же предназначен для отбора части мощности на гидрооборудование. Передаточное отношение для переднего хода - 4,04, для заднего хода - 4,04.

Реверс-редуктор DMT-200HL, чертеж общего вида
Реверс-редуктор DMT-200HL, чертеж общего вида

Для привода гидравлического оборудования используется гидронасос YL600 китайского производства.

Дизель-генератор ДГР 2А100/1500 используется для снабжением электропитанием судна. Всего таких агрегатов на борту два. Построен он на базе хорошо известного дизельного двигателя ЯМЗ-238. Мощность агрегата - 100 кВт, выходное напряжение - 380 В при 50 Гц. В качестве аварийного используется дизель-генератор ДГР 2А50/1500 мощностью 50 кВт. Агрегат построен на базе дизеля Д-246.4 производства Минского Моторного Завода.

двигатель Д-246,4, чертеж общего вида
двигатель Д-246,4, чертеж общего вида

И приведу общее расположение машинного отделения:

Общее расположение - план трюма (машинное отделение) с деталировкой
Общее расположение - план трюма (машинное отделение) с деталировкой

Для размещения экипажа судна предусмотрены две двухместные каюты, которые располагаются в носовой части корпуса. Для научной группы (спецперсонал) предназначены каюты: двухместная, расположенная в носовой части корпуса, четырехместная и две одноместных в надстройке первого яруса. Для капитана и руководителя по науке предусмотрены две одноместные каюты в надстройке второго яруса.

Общее расположение - главная палуба
Общее расположение - главная палуба
Общее расположение - план палубы 2-го яруса
Общее расположение - план палубы 2-го яруса
Общее расположение - план палубы II-го яруса
Общее расположение - план палубы II-го яруса

Здесь же установлена спасательная шлюпка на спускоподъемном устройстве СПУ 1.7

Спасательная шлюпка Пелла-4С имеет следующие размерения:

  • длина габаритная - 3,82 м
  • ширина габаритная - 1,38 м
  • пассажировместимость - 4 чел.
  • скорость - не менее 6 узлов
  • масса - 270 кг
  • мощность мотора - 3,68 кВт
  • материал корпуса - стеклопластик с легким междудонным заполнителем

Шлюпка сертифицирована РРР. предприятие-изготовитель - компания ОАО "ПЕЛЛА" (подразделение Пелла-Фиорд).

Эскизный проект полностью можно посмотреть здесь, либо взять с портала ГИС в сфере торгов.