Давно у нас обзоров не было новых проектов судов. А тут конец 2022 года принес сразу два. Начнем с речного - на верфи в Белом Городке (Тверская область) начато строительство научно-исследовательского судна (НИС) для нужд ФГУП «Всероссийский НИИ морского рыбного хозяйства и океанографии». Новое судно будет носить имя ВИКЕНТИЙ ЗАЙЦЕВ. Планируется, что судно будет работать на озере Байкал. Закладка нового судна состоялась 8 декабря 2022 года. Это уже второе научное судно для Байкала. Ранее я уже писал о НИС ПРОФЕССОР ВОЗНЕСЕНСКИЙ, построенное в 2018-м году для нужд ФГУ "Гидрометфлот".
Итак - НИС проекта ТСК.550
Как пишут порталы sdelanounas.ru и paluba.media - в Белом городке будут изготовлены корпус и надстройка, а монтаж и запуск систем, а также финальные работы будут вестись уже на озере Байкал в пос. Култук.
Теперь перейдем к чертежам и спецификациям. Напомню, что все подобные публикации основаны на документации из открытых источников, в частности на тех эскизных проектах, которые входят в комплект конкурсной документации по выбору верфи для строительства судна. И естественно, что если в процессе строительства будут внесены какие-то изменения, то о них я уже узнаю по мере появления информации о построенном и сданном эксплуатанту судне в открытых источниках. Комплект документации, который я использую в процессе подготовки подобных публикаций, я выкладываю и даю ссылку на архив.
Новое судно предназначено для выполнения полевых научно-исследовательских работ с присутствием на борту судна научной группы. Как мы уже видим из названия - акватория - озеро Байкал. Скорей всего сюда же будет относится и небольшой 55-километровый участок от истока Ангары в озере Байкал до плотины Иркутской ГЭС. Так сложилось исторически, что ангарские ГЭС (Иркутская, Братская, Усть-Илимская и Богучанская) не имеют судопропускных сооружений. Так что Ангара не входит (по техническому заданию в том числе) в акваторию работы нового судна.
Класс судна по правилам Российского Классификационного Общества (Российский Речной Регистр до 2022 года) - М3,0 (лед40)А. мореходные качества обеспечивают безопасное плавание при силе ветра до 24 м/с в порыве и высоте волны до 3 метров.
Корпус судна - стальной сварной. Надстройка двухъярусная, надводный борт избыточный. Корпус разделен на семь водонепроницаемых отсеков, переборки между отсеками доходят до главной палубы.
Главные размерения судна и основные технические характеристики:
- Длина наибольшая - 36,3 м
- Длина расчетная (по КВЛ) - 33,7 м
- Ширина наибольшая - 7,3 м
- Ширина расчетная (по КВЛ) - 7 м
- Высота борта:
- в носовой оконечности - 3 м
- на миделе - 3 м
- в корме - 3 м
- Экипаж - 4 человека
- Спецперсонал (собственно это и есть научная группа) - 7 человек
Водоизмещение и осадка:
- Водоизмещение в порожнем - 280 тонн
- осадка в носу - 1,605 м
- осадка в корме - 1,675 м
- осадка средняя - 1,64 м
- дифферент -0,070 м
- Водоизмещение с полной нормой запасов - 314,6 тонны
- осадка в носу - 1,846 м
- осадка в корме - 1,752 м
- осадка средняя - 1,8 м
- дифферент 0,096 м
- Дедвейт
- топливо - 31 тонна
- масло - 2 тонны
- провизия - 0,5 тонны
- экипаж (4 человека) с багажом - 0,4 тонны
- спецперсонал (7 человек) с багажом - 0,7 тонн
- Автономность плавания
- по топливу ~9,94 сут
- по нефтесодержащим водам ~10,25 сут
- по сточным водам ~6,1 сут
- по мусору: бытовому ~12,27 сут, пищевым отходам ~20,45 сут, пластмассовым отходам ~13,64 сут
Машинное отделение расположено в трюме, ближе к корме. Для движения судна используется два дизель-редукторных агрегата СДРА-300. Для снабжения электроэнергией используется два дизель-генератора ДГР 2А100/1500.
Дизель-редукторный агрегат состоит из дизельного двигателя ЯМЗ-240ПМ2-1 (V-образный, 12 цилиндров, мощность 300 л.с., 1500 об/мин, крутящий момент 1491 Н.м., максимальный крутящий момент достигается при 1600 об/мин, масса двигателя 1790 кг).
Реверс-редуктор DMT-200HL производства компании D-I Industrial Co. (КНР). Данный редуктор так же предназначен для отбора части мощности на гидрооборудование. Передаточное отношение для переднего хода - 4,04, для заднего хода - 4,04.
Для привода гидравлического оборудования используется гидронасос YL600 китайского производства.
Дизель-генератор ДГР 2А100/1500 используется для снабжением электропитанием судна. Всего таких агрегатов на борту два. Построен он на базе хорошо известного дизельного двигателя ЯМЗ-238. Мощность агрегата - 100 кВт, выходное напряжение - 380 В при 50 Гц. В качестве аварийного используется дизель-генератор ДГР 2А50/1500 мощностью 50 кВт. Агрегат построен на базе дизеля Д-246.4 производства Минского Моторного Завода.
И приведу общее расположение машинного отделения:
Для размещения экипажа судна предусмотрены две двухместные каюты, которые располагаются в носовой части корпуса. Для научной группы (спецперсонал) предназначены каюты: двухместная, расположенная в носовой части корпуса, четырехместная и две одноместных в надстройке первого яруса. Для капитана и руководителя по науке предусмотрены две одноместные каюты в надстройке второго яруса.
Здесь же установлена спасательная шлюпка на спускоподъемном устройстве СПУ 1.7
Спасательная шлюпка Пелла-4С имеет следующие размерения:
- длина габаритная - 3,82 м
- ширина габаритная - 1,38 м
- пассажировместимость - 4 чел.
- скорость - не менее 6 узлов
- масса - 270 кг
- мощность мотора - 3,68 кВт
- материал корпуса - стеклопластик с легким междудонным заполнителем
Шлюпка сертифицирована РРР. предприятие-изготовитель - компания ОАО "ПЕЛЛА" (подразделение Пелла-Фиорд).
Эскизный проект полностью можно посмотреть здесь, либо взять с портала ГИС в сфере торгов.