В преддверии церемонии вручения премии «Золотой орел», которая должна состояться 27 января, необходимо объявить, за кого болеет этот канал. В разное время здесь появлялись статьи о следующих претендентах: исторический блокбастер «Сердце Пармы», сериал «Нулевой пациент», документальный фильм «Балабанов. Колокольня. Реквием». Но держать кулаки мы будем, конечно, не за них, а за фильм «Чемпион мира», номинированный сразу в нескольких категориях:
- лучший фильм,
- лучшая режиссерская работа (Алексей Сидоров),
- лучший сценарий (Алексей Сидоров),
- лучшая мужская роль (Иван Янковский в роли чемпиона мира по шахматам Анатолия Карпова),
- лучшая мужская роль второго плана (Владимир Вдовиченков в роли министра спорта СССР),
- лучшая операторская работа (Михаил Милашин),
- лучшая работа художника-постановщика (Сергей Агин),
- лучшая работа художника по костюмам (Ульяна Полянская),
- лучшая музыка к фильму (Артем Васильев),
- лучший монтаж фильма (Дмитрий Корабельников),
- лучшая работа звукорежиссера (Алексей Самоделко),
- лучшие визуальные эффекты (компания CGF).
О прошлогоднем победителе премии «Золотой орел»:
«Чемпион мира», посвященный матчу Карпов — Корчной в Багио, Филиппины, получился вполне достойным (а для любителей шахмат и вовсе подарок: фильмов про шахматы не так много, а здесь все сплошь легенды, в эпизоде появляется даже сам Бобби Фишер в Югославии).
Фильм рассказывает о противостоянии шахматиста-перебежчика Виктора Корчного с чемпионом мира из СССР Анатолием Карповым в 1978 году. Дуэт Хабенский-Янковский (их двоих вместе мы уже наблюдали в фильме «Огонь»), разница между героями в возрасте 20 лет, разница в опыте, в темпераментах, в ценностях — все это есть в фильме, пусть и с небольшой долей художественного вымысла.
Но главное, чем привлекает «Чемпион мира», — это стилизация, немного в духе недавнего сериала «Ход королевы», почти идеально выдержанная, респектабельная, с мебелью midcentury modern, элегантными костюмами, лоском гостиничных интерьеров и полированных панелей в высоких кабинетах.
Стилизовали даже фасад отеля Terraces Plaza на Филиппинах: это интересное сооружение было открыто перед тем матчем, в 1976, но просуществовало недолго, до 1990, когда на острове Лусон случилось очередное разрушительное землетрясение.
Еще немного дождливых Филиппин:
И хотя у «Чемпиона мира» есть ряд существенных минусов вроде странных титров и компьютерной графики — кажется, кинематографисты до сих пор не придумали, как визуализировать ходы в шахматной партии или траектории мысли игроков во время матча
(примерно с той же проблемой сталкиваются авторы фильмов про айтишников, потому что черт его знает, как наглядно показать и объяснить зрителям загадочные строчки кода) — или недостатки музыкального сопровождения, которое то очень скучное со скрипками и обычным гудежем, то супердрайвовое вроде Софии Ротару с композицией «Темп», — в общем и целом кино удалось.
Пожелаем ему успеха!