Друзья, с огромным удовольствием я наконец возвращаюсь к рубрике «Литературная Самара». И сегодня хочу рассказать вам одну из моих любимых и забавных историй, которую я услышала на экскурсии по литературным местам моего родного города. И речь пойдёт, как ни странно, о писателе, произведений которого всегда шли у меня "со скрипом")
Максим Горький неоднократно говорил, что телом он родился в Нижнем Новгороде, духовно в Казани, а как писатель – в Самаре. Взлет его творчества пришелся как раз на годы, проведенные в Самаре – именно в Самарской газете он публикует такие произведения, как «Два босяка», «Песня о Соколе» и «Старуха Изергиль». Но лично для меня Горький раскрылся, как автор, совершенно с другой стороны, когда я познакомилась с его фельетонами. Это довольно забавные, а порой – язвительные, критические и сурово обличительные заметки о самарской действительности тех лет. Печатал свои фельетоны Горький, как и другие свои литературные произведения, также в Самарской газете. И кстати, под очень экстравагантным псевдонимом Иегудиил Хламида.
Несмотря на то, что Горького очень много будет связывать с Самарой, город ему, мягко говоря, не пришелся по душе. И на то было много причин – это и провинциальный уклад, царящий в Самаре, и ворох проблем, которые не давали зажить счастливо простым рабочим людям. А также в копилку не самых приятных впечатлений о городе вносили свой вклад и всякие курьезные случаи.
Самарских читателей и местные библиотеки Горький, как вы уже могли догадаться, тоже не жаловал. Чего стоит только его заметки об устройстве местных библиотек:
У ней есть прекрасная библиотека с каталогом книг, составленным с такой сверхчеловеческой ловкостью, что вы, отыскивая нужную вам книгу, подвергаетесь риску убить на это дело всю вашу молодость, если вы молоды, или проискать книгу до дня вашей смерти, если вам уже лет сорок.
Не оставил он без язвительных замечаний и литературные вкусы самарских читателей:
Читают местные грамотные люди книги самого разнообразного содержания, и единственный результат их любви к чтению, замеченный мною до сей поры, был тот, что однажды в местной газете я прочитал заметку, в которой с торжеством объявлялось, что в течение года из библиотеки Толстой был взят 5 раз, Достоевский 6 раз, а Болеслав Маркевич или кто-то другой в этом роде — 20 раз и Монтепен 99 раз. Больше мне неизвестно никаких результатов, проистекающих от чтения книг самарской публикой...
Но даже несмотря на все вышесказанное Горький все-таки решил посетить самарскую библиотеку. И это решение обернулось для него совершенно неожиданным приключением, о котором потом Горький будет вспоминать в одном из своих фельетонов.
Сразу оговорюсь, что полный текст данного фельетона, на просторах сети мною найден не был. А информацию, которую я расскажу далее, я взяла из нескольких статей, а также из рассказа сотрудника Самарского литературного музея во время экскурсии «Литературная Самара». И если вы найдете какие-либо неточности в моем тексте– милости прошу в комментарии)
«...Публики было много, а мебели мало, в читальне было тепло и живописно. Многие стояли, счастливые сидели на стульях, менее счастливые - на витринах, на окнах, на карнизах... Было душно, пахло керосином и человеком". Отметив такую заполненность библиотеки, Горький даже воспрял духом, и подумал, что, возможно, был излишне суров к самарским жителям, и что культурная жизнь в Самаре все-таки есть. Когда Горькому наконец удалось найти себе место, и он устроился с книгой, над его головой раздался голос: "Сударь, вы сели на мою книгу!" Стоило Горькому встать, на его место тут же плюхнулся мужичок: "Мы тут шутим так, чтобы местечко освободить!". Оказалось, горожане заходили в библиотеку, чтобы там погреться. Этот факт очень разозлил Горького, но писатель не оставлял попыток устроиться в библиотеке с книгой. Он снова попытался сесть, но оказалось, что под ним на этот раз была не скамья, а прикрытая витрина. Он провалился в эту витрину и изодрал себе все брюки. После писатель решил отправиться домой. Спустившись в гардероб, он увидел, как кто-то пытается натянуть его шапку на ноги вместо калош. Горький спугнул странного вора. Получив свое пальто, он спросил сторожа: "Любезный, куда девались мои калоши?". Тот ответил ему: "Не волнуйтесь, пожалуйста! Чтобы их не украли, я засунул их в карманы вашего пальто".
После этого случая писатель потом еще долго костерил библиотеку на чем свет стоит. А потом уже в годы войны официальная вдова Горького подарила библиотеке его книгу с Самарскими фельетонами с автографом. Она хранится в отделе редких книг.
Для тех, кому интересно ознакомиться и с другими фельетонами Максима Горького - советую почитать сборник "Между прочим". И если вам не чужд сарказм и ирония, то вы точно получите удовольствие!
Если вам понравилась статья, то буду очень признательна, если вы поставите палец вверх и подпишетесь на канал))
Делитесь в комментариях, знакомы ли вы с фельетонами Горького? А быть может среди моих читателей найдутся те, кто из Нижнего Новгорода или Казани - поделитесь вашими наблюдениями, заметен ли литературный след Горького в вашем городе?
Читайте также другие статьи из рубрики "Литературная Самара":
Забыл или переврал? Как Алексей Толстой исказил Самару в двух своих произведениях