Некоторые кинозрители возлагают большие надежды на японский боевик о супергероях и монстрах "Shin Ultraman". Ультраман - это икона токусацу, которой уже несколько десятилетий и которая уже много раз выходила на экраны. И даже если вы не знаете имени этого персонажа, вы можете узнать его по внешнему виду, в частности, по облегающему серебристому комбинезону, пучеглазым глазам Lite-Brite и спинному плавнику в форме головы-пули. Название "Shin Ultraman" также вызывает определенные ассоциации, поскольку это второй фильм в не связанной с повествованием трилогии японских научно-фантастических перезагрузок, снятый после современного фильма-катастрофы "Shin Godzilla" и перед предстоящим "Shin Kamen Rider".
Вам не нужно знать ничего из этого, чтобы насладиться "Shin Ultraman". Режиссер Синдзи Хигути знает, что невозможно повторить подростковое удивление, которое вызывает "Ультрамен" у начинающих зрителей. (Он даже сказал мне об этом в прошлом году). Вместо этого, его фильм "Ультрамен" по сценарию сорежиссера/соавтора "Син Годзиллы" Хидеаки Анно - это доступное, эпизодическое экшн-приключение, которое переосмысливает первый контакт человечества с титульным персонажем, самоотверженным внеземным героем.
"Shin Ultraman" - это, по сути, детская притча о том, каким сюрреалистичным и лабиринтным кажется наш мир, когда он контрастирует с детской простотой немого героя, который может вырасти очень высоким и стреляет лазерами из рук, бьющих карате. "Shin Ultraman" - это также превосходный фильм о гигантских монстрах, изобилующий красочными рептилиями и кальмароподобными чудовищами.
Последний высокотональный пастиш Хигучи и Анно начинается с головокружительного монтажа ретро-знаков и образов, доставляющих удовольствие. Конга-линия инопланетян приземлилась в Японии, и теперь японское правительство должно выяснить, как остановить этих существ от уничтожения всего вокруг. Мы слышим оркестровую музыкальную тему этого шоу, пронизанную музыкой серф-гитары и музыкальной пилы, а также видим некоторых эпатажных монстров из "Ультра Кью", черно-белого сериала о монстрах недели 1966 года, который предшествовал первому телешоу "Ультраман". (В "Ультра Кью" он не фигурирует).
Нас также знакомят с человеческими членами SSSP, подразделения по исполнению протокола подавления видов S-класса, командой из пяти человек, чья основная работа заключается в отслеживании наших инопланетных гостей и координации ответных действий японского правительства. Члены SSSP вскоре находят союзника в лице Ультрамена (в исполнении Анно и актера оригинального "Ультрамена" Бина Фуруя), который разделяет таинственную связь с квадратно-челюстным экспертом Синдзи Каминага (Такуми Сайтох) и его самозваным "приятелем" Хироко Асами (Масами Нагасава). К сожалению, Ультрамен также быстро привлекает интерес своих товарищей по "Инопланетянам". Они пытаются соблазнить, а затем подчинить себе самые слабые звенья человечества - наших политиков. Ультрамен подхватывает слабину и сражается за нас.
Фильм "Shin Ultraman" не отходит далеко от устоявшихся традиций японских фильмов о монстрах. Ученые, военные и прочие чучела таращатся на экраны компьютеров и дают задыхающиеся пояснительные комментарии. Даже в сценах, сосредоточенных на людях, демонстрируется замечательный уровень мастерства повествования и построения сюжета, который представлен в виде шквала быстро снятых, но визуально резких образов. Иногда камера стоит на полу и смотрит на команду SSSP, сгорбившуюся над своими ноутбуками, иногда камера находится в другом конце комнаты от своих подопытных. В этом вечно обостряющемся сценарии нет ничего нормального, только постоянное движение и неустанная смена точек зрения.
Этот неумолимый темп и безумная презентация отражают то, как присутствие Ультрамена может быть воспринято людьми, зависимыми от технологий. Нам по-прежнему приходится заглядывать за углы и смотреть на неполные картины происходящего, даже при наличии всех доступных нам экранов, телефонов и камер. Люди ведут себя так, будто они здесь главные, но им быстро напоминают об их ограниченном понимании реальности.
Инопланетные монстры Хигути и Анно также говорят и действуют с уместным сочетанием детской простоты и взрослой грозности. Надменные инопланетные злодеи, такие как Зараб и Мефилас, напоминают Синдзи о галактической угрозе, которую представляет собой человечество. Мы рассматриваем Ультрамана и его друзей-монстров как потенциальное оружие, так же как инопланетяне рассматривают нас как природные ресурсы.
Каждый бой с монстрами подтверждает то, что фанаты Ультрамана уже знают: он всегда готов принять удар на себя, мессианский стоик, чья забота о человечестве обычно выражается коротким, но многозначительным взглядом через плечо. Ультрамен не разговаривает. Он даже не издает звуков ртом, только белый шум, который издает его тело, когда он скользит по воздуху, как беспилотный самолет. Ультрамен ведет себя как детская мечта о героизме: он нечеловеческий и стремительный, абсолютно надежный и мгновенно понятный.
Операторская работа Хигучи во время сцен с кайдзю столь же последовательна и динамична. Он явно продумал, как оживить монстров Ультрамана - эти вытаращенные лица, туловища в виде струн и конечности-булавки - с помощью сочетания технологии захвата движения и компьютерной графики. Поэтому, когда Ультрамен неизбежно схватывается с монстрами, вы можете не только видеть, но и наслаждаться тем, как он это делает.
Хигучи и Анно не только обеспечивают жанровое кино, но и ловко сохраняют сахарную чистоту своего титульного героя. Вместо того, чтобы гигантизировать то, что всегда было детским материалом, "Shin Ultraman" позволяет культовому персонажу сохранить свою первоначальную форму и пропорции. Вам и вашему отцу понравится новый фильм об Ультрамане.