Найти в Дзене
Советское Кино

«Карнавальная ночь»

Когда-то Эльдар Рязанов был начинающим режиссером, которому не давали зеленый свет для снятия желанных фильмов. Ему пришлось доказывать свой авторитет снимая картины одобренные «Мосфильмом». Идея фильма «Карнавальная ночь» не вызывала у режиссера должного энтузиазма, но он взялся за него с привычным профессионализмом. Что получилось в итоге рассудили зрители, для которых фильм стал любимой новогодней комедией.

Главная задача

Сценарий к фильму написал не один, а сразу два известных драматурга – Борис Ласкин и Владимир Поляков. Говоря откровенно, сценарий к фильму пролежал на полке архива, дожидаясь своего часа, долгие годы. Что самое обидное – режиссеру он пришелся не по душе, поэтому тот начал переписывать его прямо в процессе работы над фильмом.

Намного позже Рязанов отвечая на вопросы о динамичности, происходящего на экране сюжета признался, что намеренно выбрал подобный темп. За быстрыми, пестрыми, постоянно сменяющимися костюмами и декорациями люди не успевали заметить сюжетные дыры. Работу начали летом, позаимствовав полупустой театр Советской Армии.

Актеры и роли

Серафима Огурцова подбирали с особой тщательностью. Изначально в этой роли хотели видеть актера театра Константинова, но вмешался Пырьев. Директор кинокомпании захотел, чтобы на роли Огурцова был задействован Игорь Ильинский. Рязанов надеялся, что актер такого калибра откажется от предлагаемой ему роли, но идея пришлась по душе Ильинскому.

Актер и начинающий режиссер быстро нашли точки соприкосновения. Они стали вместе развивать и прорабатывать персонажа. Так как Игорь уже воплощал роль бюрократа в картине «Волга-Волга», они стали искать новые грани. Именно поэтому Огурцов в фильме такой деятельный, инициативный, но абсолютно не разбирающийся в деле человек.

Изображение со страницы https://soviet-cinema.ru/komediya/karnavalnaya-noch/amp
Изображение со страницы https://soviet-cinema.ru/komediya/karnavalnaya-noch/amp

Удачная роль

Гурченко в фильме появилась абсолютно случайно – деятельный Пырьев встретил ее на «Мосфильме». Бегущая по делам молодая, задорная девушка с необычайно тонкой талией привлекла внимание. Ради нее провели персональные пробы, и когда актриса очень удачно их прошла даже изменили роль. Именно участие Гурченко вывело ее героиню на первый план. Так Лена Крылова из обыкновенной симпатичной девушки, мелькающей на втором плане в разноцветных юбках, стала главной изюминкой фильма.

Импровизация

Фильм и правда создавался «моментом», что лишь доказывают появляющиеся в картине импровизационные сцены. Так сцена с лектором, рассказывающим о жизни на Марсе, не была прописана в сценарии. На самом деле шутка была актуальной и злободневной – в те времена особенно активно распространялись идеи, имеющие в основании научную или политическую мысль. Люди их распространяющие бывали на редкость странными персонами, они готовы были доказывать свои теории в любой момент. Режиссер хотел показать насколько пусты в своем стремлении и смешны эти люди.

Не угадали

Все дополнительные сцены снимались на павильонах «Мосфильма», поэтому времени ушло не так много – всего пять месяцев. Когда работа была еще не закончена, ее понесли в худсовет «на одобрение». Вместо одобрения или адекватной критики худсовет ужаснулся проделанной работе. На фильм сразу же повесили ярлык неудавшейся картины, и дали неделю на подчинение хвостов. Все члены худсовета пришли к единому решению, что материал невероятно скучен и не привлечет зрителя.

Только Иван Пырьев, который изначально уговорил Рязанова работать и сделал так много для картины, продолжал верить в успех «Карнавальной ночи». Реклама фильма была совершенно бездарной по нынешним меркам. Даже афиши, называющие людей в кинотеатры, не были задействованы. И каково же было удивление членов худсовета, когда на фильме стали появляться толпы народу. После первой же недели в кинотеатрах он стал лидером проката, а в конце года и вовсе был признан зрителями лучшим.