Найти тему
Гремя Огнём

Возобновление строительства десантных кораблей "Мурена"

Оглавление

Быстрому перемещению войск всегда придавали огромное значение. Неожиданное появление морского десанта в тылу врага может привести к срыву наступления противника или к краху его обороны.

Именно морская пехота первой вступала в бой при освобождении городов на Балтике и Чёрном Море от фашистов. Во время десантных операций на Курилах и южном Сахалине, наши морпехи молниеносно захватывали вражеские укрепления и небольшие города.

Высадка десанта на Курильских островах
Высадка десанта на Курильских островах

Морская пехота это элитные войска, способные в бою решать любые задачи. Они и сейчас успешно освобождают нашу землю от врага.

И для действий в современных условиях, в их распоряжении должны быть самые современные корабли, способные быстро доставить морпехов с вооружением и техникой в тыл противника в самый неожиданный момент.

С Дальнего Востока пришла новость:

Хабаровский судостроительный завод планирует начать в 2023 году строительство десантных катеров на воздушной подушке "Мурена" по модернизированному проекту, сообщил главный инженер завода Сергей Королев.
"Мы защитили инициативную работу, технический проект по созданию десантных катеров на воздушной подушке типа "Мурена". Это абсолютно уникальный проект для нашего завода, до нас его никто никогда не строил, сейчас его модернизируют, и мы рассчитываем в текущем году подписать контракт".
"Мы надеемся, что уже с этого года мы начнем строить", - сказал Королёв.

Что это за корабли?

-3

Десантные катера проекта 12061 "Мурена" это скоростные корабли на воздушной подушке, предназначенные для доставки десанта на необорудованное побережье.

Полное водоизмещение составляет 150 тонн. Длина - 31,3 метра, а ширина - 14,6 метра. Скорость хода равна 55 узлам - 102 км/ч! А дальность составляет 200 морских миль - 370 км, что позволяет дойти из Севастополя до Одессы или черноморского побережья Турции. Экипаж состоит из 12 человек.

Десантный корабль "Мурена" в движении
Десантный корабль "Мурена" в движении

Для создания воздушной подушки используются 2 вентилятора, что нагнетают воздух под днище, и "юбка", что не позволяет воздуху уходить в стороны.

Корабль со снятой "юбкой". Видно днище
Корабль со снятой "юбкой". Видно днище

Горизонтальную тягу, создают 2 воздушных винта в кольцевых насадках. Вентиляторы и воздушные винты в движение приводят 2 газотурбинных двигателя, мощностью по 10 000 л.с. каждый. Управление курсом осуществляется при помощи воздушных рулей.

Вид на кормовую часть. Заметны воздушные рули и закрытые сопла газотурбинных двигателей
Вид на кормовую часть. Заметны воздушные рули и закрытые сопла газотурбинных двигателей

Десантные возможности

Корабль может взять на борт до 130 морских пехотинцев или 2 единицы техники (БМП, БТР, САУ или грузовик с орудием) или 1 танк.

Благодаря воздушной подушке, корабль может буквально лететь над поверхностью воды, и даже выходить непосредственно на берег, что упрощает десантирование.

Выход корабля на берег перед десантированием
Выход корабля на берег перед десантированием

Реализация принципа корабля на воздушной подушке позволяет не только быстро доставить десант и упростить его выход на побережье, но и пройти над минами и противодесантными заграждениями, установленными на дне у берега.

Схема инженерных сооружений противодесантной обороны. 1 - противодесантные якорные мины, 2 - двурогие надолбы, 3 - металлические ежи, 4 - противодесантные донные мины, 5 - противотанковые мины на железобетонных подставках, 6 - противотанковые мины на берегу
Схема инженерных сооружений противодесантной обороны. 1 - противодесантные якорные мины, 2 - двурогие надолбы, 3 - металлические ежи, 4 - противодесантные донные мины, 5 - противотанковые мины на железобетонных подставках, 6 - противотанковые мины на берегу

В носовой части находится аппарель, через которую на берег выходит десант и техника. Через неё осуществлялась и погрузка техники.

Видны аппарель, палубный люк и десантное отделение. По бокам от аппарели заметны 2 башенных установки автоматических гранатомётов БП-30
Видны аппарель, палубный люк и десантное отделение. По бокам от аппарели заметны 2 башенных установки автоматических гранатомётов БП-30
Вариант погрузки техники и через люк в верхней палубе
Вариант погрузки техники и через люк в верхней палубе

Вооружение

На корабле установлены 2 шестиствольные артиллерийские установки АК-306, калибром 30 мм, что могут поражать воздушные, береговые и лёгкие надводные цели. Скорострельность составляет до 1000 выстрелов в минуту.

АК-306
АК-306

Также, имеется 2 башенные установки БП-30, предназначенные для огневой поддержки десанта. Внутри башенных установок стоят автоматические гранатомёты, аналогичные АГС-17 "Пламя".

БП-30 установлены в носовой части
БП-30 установлены в носовой части

Для поражения воздушных целей, в корабельном арсенале есть и 8 ПЗРК "Игла".

Но чтобы эти десантные корабли не стали лёгкой добычей для противника, они должны иметь сопровождение. Для этого отлично подойдут ракетные корабли на воздушной подушке "Бора" и "Самум", что также могут разгоняться до скоростей более 100 км/ч и несут мощное вооружение.

Ракетный корабль "Самум"
Ракетный корабль "Самум"

Строительство и служба

Десантный катер "Мурена" в цеху Хабаровского Судостроительного Завода
Десантный катер "Мурена" в цеху Хабаровского Судостроительного Завода

С 1985 по 1992 год было построено 8 десантных кораблей типа "Мурена". С 1994 по 2004 год они служили в составе береговой охраны. Сейчас эти катера уже списаны, а один из них находится на хранении в цеху судостроительного завода в Хабаровске.

Впоследствии, было построено ещё 3 таких катера, что сейчас служат в составе ВМС Южной Кореи.

Во многом, решение о возобновлении строительства данных десантных кораблей сейчас связано со строительством новых УДК (универсальных десантных кораблей) в Керчи.

Модель десантного корабля "Мурена-М"
Модель десантного корабля "Мурена-М"

Ещё в 2014 году на выставке Euronaval во Франции был представлен макет катера "Мурена-М", разработанного специально для работы в составе универсальных десантных кораблей типа "Мистраль".

Ведь, кроме действий непосредственно с военно-морских баз, возможно и базирование данных катеров в док-камере УДК.

Открытая док-камера УДК
Открытая док-камера УДК

Строящиеся сейчас в Керчи УДК проекта 23900, смогут принять до 2 катеров типа "Мурена".

Модель УДК проекта 23900
Модель УДК проекта 23900

Аналоги

Десантные катера на воздушной подушке доказали свою эффективность и их разработкой и строительством занимаются не только в нашей стране.

Американский десантный катер на воздушной подушке LCAC, может принимать на борт 1 танк М1 Абрамс или несколько БМП или до 68 тонн груза. И также может базироваться в док-камере УДК.

Десантный катер на воздушной подушке LCAC
Десантный катер на воздушной подушке LCAC
Выход катера LCAC из док-камеры УДК
Выход катера LCAC из док-камеры УДК

Подводя итог

Десантные катера типа "Мурена" это весьма скоростные корабли, способные быстро доставить десант и технику на необорудованное побережье.

Возобновление их строительства можно только приветствовать, так как появление в составе нашего флота таких современных катеров резко повысит его десантные возможности.

-20

Другие статьи на канале:

Дорогие читатели! Если вам понравилась статья, мне будет очень приятно, если вы поставите лайк и подпишетесь на канал. Буду рад, если оставите комментарий. Скоро выйдут новые статьи!

Рекомендую подписаться и на канал "Броня Урала" с обзорами вооружения и бронетехники:

Броня Урала