Меня искренне восхищают истории успеха, в связи с чем я испытываю абсолютно искренний интерес даже к самым нетривиальным художникам.
Не в плане, что я вижу глубокий смысл в синем Ива Кляйна или игрушках из магазинов 18+ от Кунса, а именно в отношении бизнес-проекта.
На написание этой статьи меня сподвигло целых три факта:
- Новость любимого журнала
https://www.theartnewspaper.ru/posts/20230110-mgpi/
- На заставке моего телефона уже больше года желтая тыковка
- Моя любимая подруга переехала в Корею и активно шлет мне фото с точечками из магазина Louis Vuitton.
Как вы догадались, речь пойдет о Яёй Кусаме.
В 2015 году в «Гараже» Абрамовича (который музей) прошла выставка «Яёй Кусама: теория бесконечности». По сути, там было всего две инсталляции, но для первого поверхностного знакомства, этого вполне достаточно!
Однажды я смотрела на скатерть в красный цветочек. Посмотрев вверх, я вдруг увидела, что те же самые цветы покрывают потолок, окна, стены, всю комнату, мое тело и вселенную. Я почувствовала, что самоуничтожаюсь, растворяюсь в бесконечности времени и пространства, превращаюсь в Ничто. Я поняла, что это происходит не в моем воображении, а наяву, и испугалась. Я знала, что должна бежать прочь, чтобы чары красных цветов не лишили меня жизни. Я в отчаянии побежала вверх по лестнице. Ступеньки стали разрушаться под моими ногами, и я упала с лестницы, повредив ногу
Как сейчас довольно модно диагностировать, в рамках резко возросшего интереса к психологии, все наши проблемы идут от родителей) Истории о строгом воспитании и непростом детстве можно встретить у доброй половины известных художников. И отчасти, это своего рода, серьезный вклад в дальнейшее будущее ребенка. Если он, конечно, выживет и не сойдет с ума... Впрочем, последнее - не помеха для того, чтобы стать известным!
Вот и с Кусамой произошла похожая история. Эта 93летняя японка уже почти 50 лет добровольно живет в психиатрической клинике.
А к искусству ее привел... правильно, психиатр!
Знаменитый горошек, или, как его называет сама художница, "сети бесконечности" - плод ее галлюцинаций.
Попадая в поле ее творчества, испытываешь довольно неординарные эмоции. Первые несколько минут мозг воспринимает это как игру, картинку, но через совсем непродолжительное время происходит "заражение". Фантазия упорно "дорисовывает" эти точки на всех окружающих предметах и преследует во сне еще очень продолжительное время. Мы фактически начинаем видеть мир глазами Кусамы.
Лично для меня, именно это и делает автора такой популярной.
Я нашла несколько ранних работ Кусамы, пропитанных, на мой взгляд психоделикой и депрессией
Таким было ее творчество после того, как она сбежала из Японии в США.
Пожалуй, именно с этого момента можно начинать отсчет ее деятельности, как известной художницы. Историю успеха Кусамы можно назвать "в нужное время в нужном месте". Послевоенная Америка была не просто открыта к новым идеям и движениям, но и обладала достаточным количеством ресурсов для поддержания молодых художников. Это стало причиной такого активного притока эмигрантов со всего мира, особенно из тех стран, которые сильно пострадали во время Второй мировой войны.
Молодое зарождающееся движение хиппи, по большей части, и было сформировано из таких людей. Тех, кто в глобальном смысле пребывал в разрыве с окружающей действительностью по причине перенасыщения насущными проблемами. И хотя я с большим уважением отношусь к любому самовыражению, мода, порожденная этой субкультурой сыграла злую шутку в формировании общества в целом.
Все стало ненастоящим, отрешенным, оторванным от реальности. Попарт - один из хороших примеров, отражающих эту культуру, частью которого стала наша с вами сегодняшняя героиня. Как и большинства стилей в искусстве, активно зародившихся в начале 20 века. На ее счету в том числе и хэппеннинги, и перфомансы. Которые привели ее в конечном счете к целому году за решеткой.
В 1968-м году она организовала антивоенный перфоманс на Бруклинском мосту под названием Self-Obliteration. Anatomic Explosion-Anti-War («Самоуничтожение. Анатомический антивоенный взрыв»), для участия в котором пригласила представителей ЛГБТ. Художница украсила обнажённые тела протестующих фирменным узором. Парни подняли транспарант с названием перфоманса, а девушки встали посередине моста и поцеловались. Акция вызвала международный скандал; дело дошло до того, что в Киотской школе, где училась художница, потребовали вычеркнуть её имя из списка выдающихся выпускников. На родине к Кусаме относились крайне негативно и называли «бесстыдницей». (взято с Википедии)
Однако уже в 1973 году, в связи с ухудшением здоровья, Яей вернулась на родину. Совсем непродолжительное время ей удалось поработать арт-дилером.
В следующий раз мир снова услышит имя Кусамы только в 1993 году, когда именно она представит Японию на Венецианской Биеннале. И с этого момента к художнице придет вторая волна уже настоящей славы. Кусама представляла Японию трижды, по всему миру активно открывались ее персональные выставки, а в 2006 она стала первой женщиной Японии, удостоенной императорской премии!
Не могу не отметить еще два серьезных шага, которые помогли Кусаме стать известной и востребованной - тиражное искусство и коллаборации с брендами.
Востребованность и суммы, за которые продаются работы художницы на самых известных аукционах сделали ее продукт желанным в широких кругах, что привело к спросу и на небольшие изделия по приемлемым ценам. Буквально год назад сама была готова купить желтую тыкву в черный горошек. Ее стоимость с фабрики самой Кусамы, со всеми документами, составляла около 30 000 рублей.
Эта востребованность продиктована также и возрастом художницы. И хотя мы все искренне верим в долголетие жителей страны восходящего солнца, в ближайшее время ценность оригинальной продукции руки самой Кусамы резко возрастет (я не раз писала про принципы формирования цен в аукционных домах и критерии, по которым коллекционеры инвестируют в то или иное произведение искусства).
Ну а коллаборация с одним из самых известных брендов в мире расширила целевую аудиторию художницы до немыслимых масштабов!
Всем любви и сумок в точечку❤️