Найти в Дзене

Механизмы внедрения отечественного ПО и оборудования: необходимость или проявление государственной силы?

Оглавление

Если смотреть на процесс импортозамещения, который происходит в сфере ИТ, то нельзя не заметить руку государства, который либо через свои органы, либо через аккредитованные организации стремится либо полностью контролировать этот процесс, либо держать, так сказать, руку на пульсе. Но так ли нужна эта «государственная сила» или можно положиться на принципы рыночной саморегуляции и здравомыслие организаций-пользователей?

Российский Linux и импортозамещение

История началось давно…

Многим может показаться, что импортозамещение и форсированный переход на все отечественное это феномен начала 2022 года, когда из-за февральских событий российский рынок начали покидать иностранные IT-компании. Во многом такое представление связано с обильным потоком информации, которая сочится из каждого утюга, что формирует представление о том, что все это началось недавно.

На самом деле, история берет свой отчет еще после «крымского инцидента», именно тогда Россия попала под первый удар санкций. По сути, за прошедшие 8 лет сила этих санкций не ослабла, просто за 2022 год кардинально увеличилось количество и серьезность накладываемых ограничений.

Еще в ноябре 2015 года Правительство РФ выпустило Постановление, которое запрещало государственным органам и компаниям с государственным участием с 1 января 2016 года приобретать ПО и базы данных иностранного происхождения, а также само это ПО запрещалось подавать в заявках на тендеры для государственных и муниципальных нужд. Правда государева машина тогда сделала поблажку, и все же разрешила использовать иностранное программное обеспечение, если среди отечественного софта нет аналогов или они не соответствуют тем критериям, которые указаны в тендерной заявке.

К 2017-2018 годам Федеральные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды должны были полностью перейти на отечественное офисное ПО, а к 2021 году точно также должны были поступить все организации, которые находились у вышеуказанных в подведомственности. Госкомпании обязаны были к 2021 году утвердить планы по переводу своей инфраструктуры на отечественные рельсы и разработать собственные стратегии «цифровой трансформации». Государственным компаниям, имеющим форму акционерных обществ, к 2024 году нужно было сделать так, чтобы не менее 70% доли расходов шли на приобретение всего своего отечественного, к этому же времени к таким же показателям должны были подтянуться компании, в которых доля государства составляет не менее 50%.

Начавшиеся после февраля 2022 года события естественным образом ускорили процесс этой самой «цифровой трансформации», причем государственная машина решила пойти по максимально простому пути - обязывая, запрещая и наказывая за неисполнение обязанностей и нарушение запретов.

Язык запретов, обязываний и наказаний

31 марта 2022 года Указом Президента широкому перечню юридических лиц, указанных во 2 части статьи 1 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» запретили закупки иностранного ПО (без всяких поблажек или оговорок), а с 1 января 2025 года этому же перечню организаций вообще будет запрещено использовать иностранное ПО в своей работе. В течение полугода с момента выхода указа (грубо говоря, до конца 2022 года) должны были быть реализованы мероприятия по обеспечению субъектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) отечественными радиоэлектронной продукцией и телекоммуникационным оборудованием. При этом, что примечательно, параллельно должны были проходить мероприятия по определению сроков полного перехода субъектов КИИ на указанные типы оборудования, а также создания научно-производственных объединений, которые будут это самое оборудование разрабатывать.

Давайте попробую объяснить простым и понятным языком все те выдержки из Указа, про которые говорил выше: например, есть компания, которая занимается электроснабжением. До конца 2022 года она должна заменить все роутеры иностранного производства на отечественные. При этом, научно-производственные объединения, которые эти роутеры должны разработать еще даже не существуют. Если в 2023 году в компанию приедет какая-либо правительственная инспекция и установит, что переход на отечественные роутеры не произошел до конца или вовсе не начался, то начнут применяться санкции. Доводы о том, что нет пока отечественного оборудования, способного заменить иностранное, естественно приниматься не будут, ибо есть Указ, есть соответствующие Постановления и точка.

Получается, что государственная машина идет по так любимой мной проторенной дорожке: вначале создаются законы, указы и распоряжения, а лишь после начинается реализация возможности их надлежащего исполнения. И если в 2015-2016 годах был некий здравый смысл в требованиях, который допускал использование иностранного ПО в случае отсутствия отечественных аналогов, то спустя 6 лет какой-либо здравый смысл, по-видимому, исчез. Государство перешло к полным запретам, не желая слушать ничего против.

Необходимость и здравый смысл

Поставим себя на место владельца той самой компании, которая занимается электроснабжением. Наверняка он понимает, что очередных обновлений операционной системы, офисных пакетов, прошивок сетевого и иного оборудования организация уже не получит, так как производители всего этого добра покинули российский рынок, оставив корпоративный и государственный сектор самих с собой. Наверняка владелец осознает, что в скором времени государственная машина начнет обязывать и давить, настаивая на переходе на все отечественное.

Так может, что называется, не тянуть до последнего и уже начать делать какие-то телодвижения в сторону импортозамещения - изучить имеющиеся решения, сделать запросы стоимость и возможности приобретения, переговорить с тем, кто отвечает за IT-снабжение в организации.

Опыт работы завучем школы научил меня простой логике - при взаимодействий с государством и его органами не следует ждать, пока прилетит удар, лучше сразу подложить соломку, чтобы приземление от него было мягче.

Две стороны монеты

Вот и подошли к главной мысли поста - вопросу о том, что же эффективнее способствует внедрению отечественного ПО и оборудования? С одной стороны монеты у нас с вами государственные механизмы принуждения (указы, распоряжения, постановления и пр., а также санкции за их несоблюдение), которые несмотря на обстоятельства ставят жесткие сроки и вертись как хочешь. С другой стороны, здравый смысл компаний, которые должны понимать, что для нормального функционирования сейчас и в будущем (особенно если компания как-то относится к государству или его органам) нужно усиленно импортозамещаться.

Хотелось бы услышать ваше мнение в комментариях. К тому же, насколько я понимаю, среди подписчиков и читателей есть те, кто непосредственно внедряют отечественное ПО и оборудование в своих организациях. Может они поделятся впечатлениями от процесса этого внедрения и того, как на него влияет государственная машина. В общем, давайте пообсуждаем!