Рецензия на картину Крымского художника Сергея Склярова «Эпоха возрождения».
Прежде всего хотел бы поздравить своего коллегу и соседа в Крыму с очередным успехом: Сергей закончил работу над масштабным символистским полотном на тему Новейшей истории (а я видел эту картину ещё в «зародыше», даже не в этюде, а - в наброске и сказал ему, что буду держать своё мнение при себе, пока он не напишет ее окончательно).
Сергей написал её и настало время мне высказаться.
Сергей позиционировал свою картину как иллюстрацию определённой вехи в истории России, но, на мой взгляд (также - художника-символиста), он сам, не осознавая того, написал гораздо более глубокое, чем он сам полагает, произведение.
Для справки: выдержка из его собственного толкования написаного.
« Концепция произведения. Автор изобразил на картине лидера Российского государства в задумчивом состоянии, наедине со своими мыслями и переживаниями. "Кубик Рубика" в руках символизирует напряженную интеллектуальную деятельность, направленную на решение множества стратегических задач. Головоломка, собрана в форму Российского триколора. Это символизирует то, что Владимиру Владимировичу удалось сплотить и собрать воедино некогда разрозненную великую державу. Стрелки часов на камине напоминают латинскую букву "V" - символ победы. Также время на циферблате говорит о том, что "Мы без пяти минут первые" или о трудах до позднего часа…»
Но я бы назвал эту картину «Накануне нового порядка», или, как варианты: «Накануне» или «Упорядочивание».
Конечно, людям, видевшим холст только на фото, сложно или даже невозможно понять то, как картина воздействует на зрителя «живьём» своими красками и объёмностью, буквально «выпадающей» из холста. Это как у Булгакова: Московская квартира превращается в бесконечное пространство для грандиозного бала.
Картина не просто объёмна, она - «кинематографична», вернее - «компьютерна», «искусственно-интеллектуальна»! И это - не «кич», а символ настоящего времени, где все больше и больше в нашу органическую жизнь нагло входит «разум» электронной машины. Ну и как тут не вспомнить Бредбери с его «451 градусами по Фаренгейту»?
Однако, любая «электроника» - это электричество, а ирония в том, что без электричества не будет искусственного разума и весь этот электронный рай в любой момент может вернуться к простому костру, так как многие тысячи лет человек жил при лучине и свечах, о чем говорят на картине древние символы огня - свечи и очаг (камин).
Кроме того, вся композиция холста напоминает её зрителям, как Чеховский «человек с молоточком» из «Крыжовника», о несчастьях других, что “уютный мир» сытых и счастливых может в один момент рухнуть: исчезнет не только электричество, но погаснут и свечи и очаг, а их уютный мир может быть взорван, распасться на «пиксели» экрана или камуфляжа…
Но это всё - фон. Впечатляющий визуально, но все равно - фон, декорация, второстепенные символы.
А центр - нет, даже не Путин. Центр - игрушка-идол начала 80-х - головоломка от мадьяра Эрнё Рубика (люди моего поколения помнят, каким «фетишем» был этот кубик).
На грани этого знаменитого «пазла», обращённой к нам - российский флаг. Вроде как - символ финала, апофеоза трудов Путина по «сбору» Российской цивилизации (тем более это подчёркивает советская рубиновая «Кремлевская» звезда с имперским двуглавым орлом). Да, это так, но если смотреть узко.
Те же, кто же собирал «кубик Рубика», сразу поймёт, что линейная комбинация цветов - лишь преддверие финала и символизирует то, что ещё два-три движения рук - и кубик будет «собран» окончательно: грани примут каждая свой цвет, то есть мир упорядочится и финалом будет некий порядок вместо бурлящего сейчас Всемирного хаоса-смуты, разрушающего классические ценности (символом, этого, кстати является, на мой взгляд, колонна ионического ордера) - об этом я писал здесь.
И именно этот кубик, который скоро будет сложен в Новый Порядок благодаря России, олицетворением которой выступает ее нынешний лидер и его команда (напомню, что у Сергея есть картина «Эпоха Преображения», парная к этой, смысл которой в том, что Путин - это не один человек, а - команда, которая нам может быть не видна), на мой взгляд, и есть квинтэссенция этого холста (об этой картине я писал в статьях «Крымский ХЛАМ» и «Две судьбоносные эпохи, за которые не будет стыдно».
Эта картина делалась Сергеем более полугода для галерии в Санкт-Петербурге, поддерживающей молодых художников-академистов. А о нашем с Сергеем сотрудничестве я уже писал на канале.
В скором времени я опубликую наш с Сергеем уникальный проект - его картину-диптих на мои стихи (крымский пейзаж одного и того же места в разное время суток), наподобие картины, написанной на мои стихи другим художником, Валерием Николюком, также живущим в Крыму.
#художник #живопись #поэзия #victorfecit #крым #искусство #современное_искусство #картина_в_стихах #скляров #sklyar #малый_маяк