Найти тему

Любителям и «любителям» Путина.

Оглавление

Рецензия на картину Крымского художника Сергея Склярова «Эпоха возрождения». 

«Эпоха возрождения». Сергей Скляров, холост, масло, 1860х1350, 2022 год. Частное Собрание
«Эпоха возрождения». Сергей Скляров, холост, масло, 1860х1350, 2022 год. Частное Собрание

Прежде всего хотел бы поздравить своего коллегу и соседа в Крыму с очередным успехом: Сергей закончил работу над масштабным символистским полотном на тему Новейшей истории (а я видел эту картину ещё в «зародыше», даже не в этюде, а - в наброске и сказал ему, что буду держать своё мнение при себе, пока он не напишет ее окончательно). 

Сергей написал её и настало время мне высказаться. 

Так можно хотя бы приблизительно оценить масштаб картины. 12 января 2023 года. Малый Маяк.
Так можно хотя бы приблизительно оценить масштаб картины. 12 января 2023 года. Малый Маяк.

Сергей позиционировал свою картину как иллюстрацию определённой вехи в истории России, но, на мой взгляд (также - художника-символиста), он сам, не осознавая того, написал гораздо более глубокое, чем он сам полагает, произведение. 

Для справки: выдержка из его собственного толкования написаного.

« Концепция произведения. Автор изобразил на картине лидера Российского государства в задумчивом состоянии, наедине со своими мыслями и переживаниями. "Кубик Рубика" в руках символизирует напряженную интеллектуальную деятельность, направленную на решение множества  стратегических задач. Головоломка, собрана в форму Российского триколора. Это символизирует то, что Владимиру Владимировичу удалось сплотить и собрать воедино некогда разрозненную великую державу. Стрелки часов на камине напоминают латинскую букву "V" - символ победы. Также время на циферблате говорит о том, что "Мы без пяти минут первые" или о трудах до позднего часа…»

Но я бы назвал эту картину «Накануне нового порядка», или, как варианты: «Накануне» или «Упорядочивание».  

Конечно, людям, видевшим холст только на фото, сложно или даже невозможно понять то, как картина воздействует на зрителя «живьём» своими красками и объёмностью, буквально «выпадающей» из холста. Это как у Булгакова:  Московская квартира превращается в бесконечное пространство для грандиозного бала.

К сожалению, фото не передаёт ни объёма, ни «свечения» красок.
К сожалению, фото не передаёт ни объёма, ни «свечения» красок.

Картина не просто объёмна, она - «кинематографична», вернее - «компьютерна», «искусственно-интеллектуальна»! И это - не «кич», а символ настоящего времени, где все больше и больше в нашу органическую жизнь нагло входит «разум» электронной машины. Ну и как тут не вспомнить Бредбери с его «451 градусами по Фаренгейту»? 

Однако, любая «электроника» - это электричество, а ирония в том, что без электричества не будет искусственного разума и весь этот электронный рай в любой момент может вернуться к простому костру, так как многие тысячи лет человек жил при лучине и свечах, о чем говорят на картине древние символы огня - свечи и очаг (камин).

Кроме того, вся композиция холста напоминает её зрителям, как Чеховский «человек с молоточком» из «Крыжовника», о несчастьях других, что “уютный мир» сытых и счастливых может в один момент рухнуть: исчезнет не только электричество, но погаснут и свечи и очаг, а их уютный мир может быть взорван, распасться на «пиксели» экрана или камуфляжа…

Но это всё - фон. Впечатляющий визуально, но все равно - фон, декорация, второстепенные символы.

А центр - нет, даже не Путин. Центр - игрушка-идол начала 80-х - головоломка от мадьяра Эрнё Рубика (люди моего поколения помнят, каким «фетишем» был этот кубик).

На грани этого знаменитого «пазла», обращённой к нам - российский флаг. Вроде как - символ финала, апофеоза трудов Путина по «сбору» Российской цивилизации (тем более это подчёркивает советская рубиновая «Кремлевская» звезда с имперским двуглавым орлом). Да, это так, но если смотреть узко.

Те же, кто же собирал «кубик Рубика», сразу поймёт, что линейная комбинация цветов - лишь преддверие финала и символизирует то, что ещё два-три движения рук - и кубик будет «собран» окончательно: грани примут каждая свой цвет, то есть мир упорядочится и финалом будет некий порядок вместо бурлящего сейчас Всемирного хаоса-смуты, разрушающего классические ценности (символом, этого, кстати является, на мой взгляд, колонна ионического ордера) - об этом я писал здесь.

Нет, это не финал.
Нет, это не финал.

И именно этот кубик, который скоро будет сложен в Новый Порядок благодаря России, олицетворением которой выступает ее нынешний лидер и его команда (напомню, что у Сергея есть картина «Эпоха Преображения», парная к этой, смысл которой в том, что Путин - это не один человек, а - команда, которая нам может быть не видна), на мой взгляд, и есть квинтэссенция этого холста (об этой картине я писал в статьях «Крымский ХЛАМ» и «Две судьбоносные эпохи, за которые не будет стыдно».

Эта картина делалась Сергеем более полугода для галерии в Санкт-Петербурге, поддерживающей молодых художников-академистов. А о нашем с Сергеем сотрудничестве я уже писал на канале.

В скором времени я опубликую наш с Сергеем уникальный проект - его картину-диптих на мои стихи (крымский пейзаж одного и того же места в разное время суток), наподобие картины, написанной на мои стихи другим художником, Валерием Николюком, также живущим в Крыму.

#художник #живопись #поэзия #victorfecit #крым #искусство #современное_искусство #картина_в_стихах #скляров #sklyar #малый_маяк