Найти в Дзене

Графская пристань в Севастополе: история и городские легенды

Оглавление
Севастополь. Графская пристань. Фото Анна Карпенко.
Севастополь. Графская пристань. Фото Анна Карпенко.

Почему один из символов города-героя появился именно на этом месте? Какие названия были у этой пристани, и благодаря кому она стала Графской? Что оригинального осталось сегодня от ее изначального замысла? Этой и другой интересной информацией поделился с нами гид, краевед, коренной житель Севастополя Антон Меснянко.

История строительства

Графская пристань, которая находится рядом с Нахимовской площадью, - ровесница Севастополя. Она появилась одновременно со строительством города в 1783 г., который заложили как новую военно-морскую крепость на юге Российской империи. Это было место, куда причаливали корабли, вошедшие в Ахтиарскую бухту (ныне - Севастопольская бухта). Отсюда и началось обустройство Севастополя.

Визитная карточка Графской пристани - колоннада, которую сегодня изображают на открытках, магнитах, сувенирах Севастополя. Построена она в середине XIX века, когда городом управлял адмирал Михаил Петрович Лазарев. Помимо того, что он командовал Черноморским флотом, он был еще и военным губернатором Николаева и Севастополя - двух городов, где располагались корабли ЧФ. На этом посту он пробыл 17 лет и зарекомендовал себя как серьезный градостроитель. При нем Севастополь преобразился в лучшую сторону. Не смотря на то, что город был дважды разрушен, до наших дней сохранилось довольно много построек, которые являются наследием Лазаревской эпохи. Колоннада Графской пристани - одна из них.

Графская пристань. XIX в. Фото из открытых источников.
Графская пристань. XIX в. Фото из открытых источников.

Лазарев был поклонником классической архитектуры, любил древнегреческий, древнеримский стиль: строгая симметрия, колонны дорического ордера, карниз над ними, выступ, на котором изображена дата постройки колоннады - 1846 г.

В классическом античном духе в нишах рядом с колоннами по распоряжению Лазарева поставили и скульптуры. Изначально их было четыре: две со стороны моря, две со стороны площади. Сейчас остались только первые. Вторые, вероятно, либо были разрушены во время военных действий, либо похищены.

Скульптура в нише колоннады Графской пристани - оригинал, который дожил до наших дней. Фото Анна Карпенко.
Скульптура в нише колоннады Графской пристани - оригинал, который дожил до наших дней. Фото Анна Карпенко.

Колоннаду выстроил английский архитектор Джон Уптон. А скульптуры для нее сделал по просьбе Михаила Петровича Лазарева итальянский скульптор Фердинандо Пелличио. Он жил в городе Карраре, который известен месторождениями мрамора. У него была своя мастерская, в которой также были изготовлены и два мраморных льва. Они до сих пор сидят у подножия лестницы. Сегодня мы с вами видим подлинные скульптуры середины XIX века.

Скульптура льва с XIX в. не меняет своего расположения у подножия лестницы Графской пристани. Фото Анна Карпенко.
Скульптура льва с XIX в. не меняет своего расположения у подножия лестницы Графской пристани. Фото Анна Карпенко.

История названия

Изначально на месте сегодняшней Графской пристани был только деревянный причал. В 1787 г. к визиту Екатерины II в Крым с проверкой: что за четыре года по ее приказу построили в Севастополе, - ступени заменили на каменные. С тех пор пристань стали называть Екатерининской. Но это официальное название в городе не прижилось.

Неофициально в конце XVIII в. пристань стали называть Графской. И вот, почему.

Граф Марко Войнович был одним из первых командующих Черноморским флотом. На этом посту он находился два года. Есть такая версия историков и краеведов, что жил он на своем хуторе, в небольшом имении, которое ему выделили на Северной стороне бухты. Каждый день на службу он добирался на ялике. Его он оставлял возле Екатерининской пристани, шел по служебным делам, а вечером возвращался обратно к себе. Местные моряки рассудили так: раз здесь стоит графский ялик, значит пристань Графская. Это народное, обиходное название и закрепилось, вытеснив со временем официальное.

В советское время была попытка переименования в пристань III Интернационала, т.к. название в честь дворянского титула не соответствовало духу эпохи. Но оно не прижилось, а вернулось снова - Графская пристань.

Знаковые события

Графская пристань участвовала в нескольких важных исторических событиях, о которых сегодня напоминают четыре мемориальные доски.

1. Посвящена Павлу Степановичу Нахимову. В 1853 г. на Графской пристани севастопольцы встречали русскую эскадру под командованием Нахимова, который возвращался после победы в Синопском сражении.

Фото Анна Карпенко.
Фото Анна Карпенко.

2. Посвящена лейтенанту Петру Петровичу Шмидту, который в 1905 г. с Графской пристани отправился на крейсер "Очаков", где вспыхнуло революционное восстание.

Фото Анна Карпенко.
Фото Анна Карпенко.

3. Посвящена крейсеру “Червона Украина”, который погиб в ноябре 1941 г. Он был пришвартован недалеко от Графской пристани. Затонул в результате прямого попадания немецкой бомбы.

Фото Анна Карпенко.
Фото Анна Карпенко.

4. Посвящена событиям Гражданской войны в России. В 1920 г. из Севастополя, с Графской пристани уходили в изгнание русские люди, которые не приняли власть большевиков. Когда Гражданская война "белыми" была проиграна, остатки Белой армии и те, кто им сочувствовал, эвакуировались с Графской пристани. Более 145 тыс. эмигрантов здесь видели в последний раз русскую землю. Мемориальная доска в память об этом событии появилась здесь в 90-е гг. XX в..

Севастопольские легенды

Почему Лазарев захотел построить колоннаду на Графской пристани?

  1. Есть неофициальная версия, что в те времена центральный городской холм смотрелся очень неприглядно. На нем находились трущобы, малопривлекательные внешние здания. И, когда люди смотрели со стороны моря на пристань, Екатерининскую площадь (нынешнюю площадь Нахимова), на заднем плане видели холм, который портил все впечатление. Предполагают, что Лазарев хотел закрыть этот некрасивый вид.
  2. Есть и более анекдотичная версия. Якобы в Севастополе в 40-х гг. XIX века произошел курьезный случай: как-то ночью по Екатерининской площади мчался пьяный извозчик с пассажирами. Он не вписался в поворот и, съехав вниз по широкой лестнице, упал в воду. К счастью, никто не погиб. Но скандал все же разразился. Чтобы не повторялись подобные происшествия, Лазарев решил сделать колоннаду, которая бы закрыла эту лестницу и избавила город от повторения подобного позора. Официального подтверждения этой истории не существует. Скорее всего это городская легенда, которая тем не менее довольно популярна.

Влияние времени

Графская пристань довольно неплохо сохранилась относительно своего первозданного вида. Подлинными остались мраморные скульптуры и колонны. За время I и II Обороны Севастополя они, конечно, получили какие-то повреждения (были расколоты, закопчены), но устояли.

Графская пристань после военных действий. Фото из открытых источников.
Графская пристань после военных действий. Фото из открытых источников.

В архитектурный ансамбль Графской пристани входят и два одноэтажных домика, которые стоят слева и справа от колоннады. Они тоже чудом сохранились. Это также постройки 40-х гг. XIX века. В одном из них сейчас размещаются службы морского порта, в другом - кафе “The дверь”.

И все же внешний вид колоннады и лестницы в разные годы менялся. Сейчас колонны белоснежные. Но были они и желтоватые, а в советское время некоторые их части - красными. С двух сторон некогда стояли фонари. Менялись какие-то отдельные элементы колоннады. Но в целом она все же сохранила свой изначальный облик.

Самые глобальные работы по восстановлению Графской пристани были после I и II обороны Севастополя. В последний раз ее реставрировали в 70-х гг. Главным образом это коснулось ступеней. В нулевых годах установили подсветку. И раз в несколько лет красят колонны.

Графская пристань в наше время. Фото Анна Карпенко.
Графская пристань в наше время. Фото Анна Карпенко.

Главное предназначение

Изначально это была главная парадная пристань, лицо города. Использовалась она по торжественным случаям. Здесь встречали императорских особ. На своем ялике, позже на катере причаливал к пристани командующий флотом.

Сейчас это предназначение сохранилось. Это причал для адмиральского катера. Также здесь швартуются участники регат, морских праздников.

На День ВМФ обычно по сценарию по лестнице спускается командующий Черноморским флотом, садится на свой катер и объезжает Севастопольскую бухту, где выстроены корабли флота, и принимает у них парад.

Когда вы пойдете по лестнице Графской пристани к морю, то справа увидите большое парусное судно "Херсонес". Пришвартован он на другом причале, но обращает на себя внимание. Это учебное судно для курсантов.

КРАТКАЯ СПРАВКА

Антон Меснянко проводит экскурсии по Севастополю несколько лет. Большая часть его работы связана с написанием книг краеведческой направленности, путеводителей. Изданы две его авторские книги про Севастополь и Крым: “Легендарный Севастополь” - сборник городских легенд, историй, “Отдыхай, как Пушкин” - сборник коротких рассказов о пребывании в Крыму различных русских писателей.

По образованию Антон - филолог. Краеведение его любовь с детства: он ходил в походы и увлекся историей Крыма, его географией. Уже будучи взрослым, получил дополнительное образование, выучившись на гида.

Хотите лично познакомиться с Севастополем с помощью Антона или через его книги, пишите ему на его страничке в VK.

Открылась для вас сегодня Графская пристань в Севастополе с новой стороны? Слышали ранее про легенды, которые слагают вокруг нее?

Благодарим Антона Меснянко за интересный рассказ, автора канала за статью с помощью "пальчиков вверх". Спасибо за ваши комментарии, обсуждения и, конечно, подписки, ведь так вы первыми узнаете о новых интересных и полезных публикациях о Крыме.

Крым
652,3 тыс интересуются