Найти тему

Для северного завоза нужна сеть узловых точек приема грузов

Для формирования инфраструктурного каркаса предлагают принять соответствующий федеральный закон

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Для эффективной организации северного завоза необходимо развитие опорно-транспортной логистической инфраструктуры, считают опрошенные ТАСС эксперты.

История вопроса:

– Для обеспечения северного завоза необходимо развивать комплекс взаимосвязанных технических сооружений, зданий, транспортных средств и контейнеров, которые обеспечивают перемещение грузов различными видами транспорта – морским, речным, автомобильным и железнодорожным. Частью этого комплекса являются оборудованные узловые точки приемки грузов, их хранения и распределения по региону, – отметил заместитель генерального директора по работе с экспертами Проектного офиса развития Арктики, доцент кафедры государственного управления и публичной политики Института общественных наук РАНХиГС Александр Воротников.

Например, предприятие «Якутоптторг» инвестирует в собственную инфраструктуру, которая связана с завозом продовольственных товаров в арктические районы, а создаваемая сеть торгово-логистических центров позволяет накапливать товары в навигационный период.

«Якутоптторг» расширил собственный флот и приобрел судно класса «река – море» грузоподъемностью 1,5 тыс. тонн и низкосидящее судно грузоподъемностью 450 тонн. В компании создано многофункциональное автотранспортное подразделение, обновлена материально-техническая база, проведена реконструкция крупнейшего овощехранилища вместимостью 5 тыс. тонн. Все это, по данным компании, позволило снизить цены для населения Арктики от 3% до 20%.

В будущем такие узловые точки приема грузов должны стать центрами переработки местного сырья. При создании подобной инфраструктуры целесообразно использовать механизмы взаимодействия государства и бизнеса, включая, в первую очередь, офсетные контракты и модернизированные контракты жизненного цикла, в том числе на региональном уровне.

По мнению экспертов, принятие федерального закона упорядочит взаимоотношения участников северного завоза, а также снизит стоимость продукции для жителей северных территорий.

Как полагает заместитель министра, начальник управления стратегического планирования, территориального планирования и государственных программ Министерства экономического развития, промышленности и науки Архангельской области Евгения Шелюк, при организации сезонного завоза каждый регион вынужден самостоятельно решать свои проблемы.

– Систематизация действий всех участников, создание новой системы координат, формирование единого комплексного общегосударственного подхода к организации северного завоза, безусловно, даст позитивный эффект, в целом повысит качество жизни на удаленных территориях, – уверена Шелюк.

Заместитель губернатора, председателя правительства, начальник департамента промышленной политики Чукотского автономного округа Виктор Бочкарев, принятие федерального закона «О северном завозе» позволит выстроить и упорядочить взаимоотношения между его участниками и регуляторами, а также создаст комплексную систему мер поддержки снабжения удаленных территорий Севера, включая как финансовые, так и организационные.

– Развитие инфраструктурного каркаса северного завоза, предусмотренного законопроектом, надеемся, позволит решить проблемы, возникающие в навигационный период, и продлить сроки навигации. В свою очередь современная и поддерживаемая в нормативном состоянии инфраструктура поспособствует развитию добычи полезных ископаемых, промышленного производства, повышению уровня жизни и численности жителей, внедрению новых технологий в границах северных территории нашей страны. Закон очень важен не только для Чукотского АО, но и для России в целом, – резюмировал Бочкарев.

Напомним, северный завоз обеспечивает снабжение 25 регионов Российской Федерации, где проживает более 3 млн человек. Ежегодно в эти регионы завозится более 3 млн тонн грузов. LR