6 сентября 1976 года над японским городом Хакодате был замечен неизвестный самолет, который встревожил местных жителей. Сделав несколько кругов над аэропортом, самолет пошел на посадку. Однако летчик не рассчитал длину взлётно-посадочной полосы. Самолет выкатился за ее пределы, при этом сбив несколько антенн.
Окружившие самолет полицейские и сотрудники аэропорта не поверили своим глазам. на крыльях истребителя были красные звезды. Неожиданно из кабины выскочил пилот, который, размахивая пистолетом, требовал, чтобы никто не приближался к самолету. Однако вскоре он попросил переводчика и добавил, что будет просить политического убежища. В это же время в военной службы Японии вели поиски самолета, который вторгся в воздушное пространство и смог уйти от перехватчиков. И Павла. С Хакодате поступил звонок, после чего спецслужбы доложили: Воздушный нарушитель найден. Он приземлился у нас. Перед ними стоял советский сверхзвуковой высотный истребитель-перехватчик Миг-25 П по кодификации Нато - Летучая лисица.
В Сша говорили об уникальных характеристиках этого самолета, однако все данные были строго засекречены Советским Союзом. И вот сейчас представилась уникальная ситуация: советский летчик пригнал секретный истребитель и заявил, что готов к сотрудничеству. В это же время на дальневосточном аэродроме Соколовка докладывали, что из планового полета не вернулся Миг-25 которым управлял старший лейтенант Виктор Беленко, а чрезвычайной ситуации доложили заместитель Главнокомандующего войсками Пво маршал авиации Евгению Савицкому, который приказал не прекращать поиски самолета и каждый полчаса докладывать о ходе операции. На тот момент Савицкий полагал, что самолет разбился или был вынужден совершить аварийную посадку. То, что могло произойти - предательства. не было и мыслей.
Однако вскоре из Японии пришло сообщение: Миг-25 приземлился там. Советская сторона не верила, что Биленко просил политического убежища, и назвала это провокации Запада. Однако когда представители посольства Советского Союза встретились летчиком, тот открыто заявил: Я прилетел сюда добровольно и не собираюсь возвращаться. Я буду просить политического убежища, несмотря на заявления пилота.
В советской прессе официальная версия случившегося звучало так: Старший лейтенант Биленко совершил вынужденную посадку на Хакодате из-за нехватки топлива, после чего был преступно похищен японскими властями под диктовку Вашингтона. В это же время директор Цру Джордж Буш-старший заявил, что сотрудничество американских спецслужб советским летчикам идет успешно. Позже советские специалисты восстановили ход событий. Шестого сентября 1976 года в 645 Биленко вылетел с аэродрома Соколовка, после чего снизился до высоты 30 метров, таким образом, ему удалось скрыться от советских и японских радаров. Войдя воздушное пространство Японии, Биленко поднялся на высоту 6 тысяч метров, после чего будет замечен японской ПВО. На перехват советского нарушителя вылетело несколько японских истребителей, однако Биленко снова снизился и исчез с радаров. Спустя некоторое время он успешно приземлился на японском аэродроме. По мнению специалистов, угонов секретного истребителя способствовали просчеты зенитно-ракетных войск в организации по береговой линии, что позволило Биленко успешно пролететь опасный участок, не заходя в зону поражения советских ЗРК.
После того как советская сторона поняла, что Беленко не намерен возвращаться, Советский Союз потребовал вернуть самолет, пригрозив Японии далеко идущими последствиями. Ответ японской стороны был следующим: Советский истребитель совершил преступное деяние - нарушил границы чужого государства. Миг-25 будет возвращен только после тщательного осмотра специалистами. Истребитель-перехватчик перевезли на американскую военную базу недалеко от Токио, где американские эксперты буквально по винтику изучили секретный советский самолет. Огромный ущерб для Советского Союза нанесла расшифровка системы радиолокационного опознавания свой-чужой в экстренном порядке её пришлось менять по всей стране. К удивлению, американские эксперты выяснили, что советский Миг-25 не годится для перехвата американского стратегического сверхзвукового разведчика Sr-71 так как уступал ему по многим летнотехническим характеристикам, а скоростные параметры Миг-25 были по большей части пропагандой, чтобы повысить рейтинг экспортной привлекательности.
До 1976 года американское военно-политическое руководство не согласовала развит полеты Sr-71 над Советским Союзом, так как опасалась советских перехватчиков Миг-25. После побега советского летчика данное опасения были развеяны. Уже через три дня после скандального полета Беленко получил разрешение на постоянное проживание в Сша. Разрешение на предоставление гражданства подписал сам президент Джимми Картер. В это же время в Советском Союзе Беленко был заочно осужден по статье 64, измена Родине, и приговорён к высшей мере наказания - расстрелу. Уже позже Биленко рассказывал американским журналистам, что сбежал из страны из-за неприятия советской идеологии и из-за низкого уровня жизни, добавляя, что в Сша консервы для кошек вкуснее, чем еда, которую употребляют советские люди. "Я принял это решение в связи с недовольством этой страной. Я старался изо всех сил. Я был одним из лучших пилотов истребителей. Когда я был молод, то был увлечен идеями социализма и коммунизма, потому что сулили полную занятость, бесплатное образование, бесплатную медицинскую помощь, хорошую пенсию, бесплатный уход за детьми и так далее.
Но позже я обнаружил, что эти идеи служили только коммунистической номенклатуре, остальное население было фактически рабами. Я сделал вывод, что не могу изменить эту систему. Лучшим выходом для меня было развестись с этой системой."
Комиссия, которая проводила расследование, выяснила, что Беленко выражал недовольство условиями жизни летного состава. В 1975 году он подавал рапорт на увольнение из Советской армии, объясняя это тем, что не хочет служить с командирами, которые постоянно злоупотребляют спиртным. 10 января 1976 года у него окончился срок выслуги в воинском звании старший лейтенант. Однако звание капитан, которая он так долго ждал, так и не получил из-за нерасторопности командования. Следствием было выявлено полная равнодушия партийно-должностной элиты к офицерам, которые честно выполняли свой долг. К тому же на фоне личных карьерных мотивов руководство часто делала в выходные дни подчиненных рабочими, чтобы быстрее достичь нужных результатов. По воспоминаниям Беленко, когда он впервые посетил американскую авиабазу, был поражен неформальностью в общении рядового состава с офицерами. Его буквально шокировала, в каких комфортных условиях жил рядовой состав семьями в коттеджном поселке авиабазы, в то время как рядовой состав советских частей на дальневосточных авиа базах жил в казармах за колючей проволокой по 60 человек в одном бараке, а встречах с членами семьи не могло быть и речи. Когда Беленко покидал авиабазу, он заявил: "Если бы в моем полку поглядели хоть пять минут на то, что я видел сегодня, началась бы революция." Виктор Беленко большую часть времени проживал в Вашингтоне, где работал на высокооплачиваемых должностях консультантом по вопросам советской авиации и консультантом авиа - строительных компаний, военной промышленности, а также читал лекции в американских военных учебных заведениях.
В начале двухтысячных годов, к 25-летию своего побега, Биленко рассказал журналистам, что в 1995 году он побывал в России и встречался с советскими летчиками, космонавтами. Бывший советский перебежчик заявил, что никогда не жалел о своем поступке и что он счастлив жить в Соединенных Штатах Америки.
Пишите в комментариях, что вы думаете о действиях этого придателя.