Художники не менее талантливы, чем были в прошлом, просто они создают кино, а не пишут картины.
Является ли кино главным современным искусства?
Современное искусство можно с полным основанием назвать противоречивым - по огромному количеству причин.
Но большая часть современного искусства никогда не должна была "нравиться"; оно всегда провоцировало, бросало вызов и ставило под сомнение.
Возможно, поэтому так часто оно может показаться неудачной шуткой.
Это может привести некоторых к мысли, что искусство уже не то, что было раньше.
Но, возможно, мы смотрим не туда. В конце концов, живопись - это только один из видов искусства, и есть много других, которые продолжают процветать, достигая как популярности, так и художественного величия.
И, если так, кино имеет очень много общего с живописью, особенно на техническом уровне.
Возьмем освещение, которое всегда имело огромное значение в искусстве. Лишь немногие овладели использованием света так, как Караваджо с его характерным, интенсивным кьяроскуро (от итальянского chiaroscuro — светотень).
Это относится и к кино, где освещение является важнейшим инструментом для создания настроения и атмосферы.
Именно поэтому существуют профессионалы, занимающиеся освещением на съемочных площадках.
Цвет также является центральным элементом любой картины. Будь то более тонкие тона Тициана и Вермеера или яркие желтые цвета Ван Гога и роскошные голубые цвета Моне.
И в кино цвет имеет такое же значение - вот почему цветокоррекция и колоризация являются важной частью постпроизводства.
Композиция давно считается одним из определяющих элементов искусства - расположение фигур и предметов в сцене.
Отсюда и подготовительные эскизы Рафаэля к его "Мадонне на лугу", каждый из которых имеет немного разные композиции - в поисках идеального расположения.
И в кино композиция не менее важна. Именно она создает моменты такой непреходящей силы и запоминаемости.
Многие кадры тщательно продумываются и компонуются для достижения максимального эффекта, чтобы передать смысл сцены с помощью тонкого визуального языка.
Размещение фигур (и их позы) и окружающая их обстановка играют важную роль в том, чтобы направлять наш взгляд по сцене.
Определенные соотношения просто более приятны визуально - отсюда частота использования подобных композиционных правил в искусстве, кино и фотографии.
Мы также должны помнить, что художники эпохи Возрождения были математиками, архитекторами, инженерами и учеными, находившимися на переднем крае науки и техники.
Леонардо исследовал анатомию человека и утверждал, что любой художник должен понимать ее, чтобы изображать действительно реалистичные человеческие формы.
Эти художники стремительно развивались в изображении реальности - использовали линейную перспективу, светотень, реальную анатомию - и писали трактаты по оптике, геометрии и композиции.
Превращая искусства из его плоской, двухмерной средневековой формы в иллюзию реального мира.
Что такое CGI, если не иллюзия реальности?
И подобно тем художникам эпохи Возрождения, художники CGI являются технологическими первопроходцами. Их способность создавать реалистичные миры опирается на многие из тех же навыков - на этот раз цифровых - даже на оснащение анимационных моделей виртуальными скелетами.
А CGI - это лишь одна часть целого мира спецэффектов, который варьируется от реальных взрывов до детально проработанных моделей и всего, что между ними.
Знаменитое использование Питером Джексоном принудительной перспективы для того, чтобы Фродо казался маленьким по сравнению с Гендальфом, является старым приемом.
Она был использована Борромини в 17 веке для того, чтобы статуя казалась в натуральную величину, несмотря на то, что ее высота составляет всего 60 см, а галерея намного длиннее, чем она есть на самом деле.
И кино, как и живопись, рассказывает истории - некоторые из них новые, а многие знакомые.
Исторические эпосы, сказки из мифологии, романы и драмы, фантастическое и обыденное, причудливое, комедийное и ужасающее.
Они выполняют одну и ту же сюжетную роль.
Можно даже что-то сказать о том, как художники когда-то изображали мифологических героев снова и снова, учитывая их славу и спрос на такое искусство, и как те же современные герои и персонажи изображаются на киноэкране.
Нельзя не упомянуть и об использовании музыки в кино.
Саундтреки, часто классические по своей природе, представляют собой одни из самых великих и популярных произведений современной музыки.
Если бы Моцарт был жив сегодня, он бы писал партитуры к фильмам.
Партитура Говарда Шора для "Властелина колец", например, представляет собой эпопею музыкального повествования на века, не сильно отличающуюся от "Кольцевого цикла" Вагнера.
Эннио Морриконе, Джон Уильямс, Ханс Циммер и многие другие по праву считаются композиторами высочайшего класса.
В действительности, кино имеет много общего с оперой - оно объединяет музыку, театр, сценографию, костюмы и драматургию в единое произведение искусства.
Опера была популярным развлечением в 19 веке, а кино - сейчас; и это не мешает им быть - иногда - действительно великими произведениями искусства.
Помимо всех этих технических и тематических сходств, что объединяют кино и живопись - возможно, и все искусства - это их общая способность вызывать и вдохновлять, отражать и возвышать, двигать и пробуждать.
И они все могут считаться великими.
Люди сейчас не менее талантливы, чем пять веков назад - просто они, возможно, делают не совсем то, что делали когда-то.
И поэтому кино - а не живопись или скульптура - вполне может стать определяющей формой искусства 20-го и 21-го веков.