Найти тему
Sputnik Грузия

Тбилисскому метро – 57: история, настоящее и будущее

Оглавление
  © photo: Sputnik / Stringer
© photo: Sputnik / Stringer

Первый участок тбилисского метрополитена открылся 11 января 1966 года

История Тбилисского метрополитена насчитывает более пяти десятилетий. Это первое метро на Кавказе и четвертое в СССР — после Московского, Питерского и Киевского.

Самому популярному общественному транспорту столицы Грузии в этом году исполнилось 57 лет. Изначально советские власти были против идеи строительства метро в Тбилиси. В те времена считали, что подземный транспорт нужен лишь тем городам, где проживали больше миллиона человек. Несмотря на то, что численность населения Тбилиси в то время достигала лишь 600 тысяч, в 1951 году приказ о начале строительства все же был издан.

Сколько власти Тбилиси потратят на город в 2023 году – основные приоритеты>>

Согласия о начале строительства метро первый секретарь ЦК Компартии Грузии Кандид Чарквиани смог добиться непосредственно от Иосифа Сталина. Работы начались в 1952 году, но в 1957 году, вскоре после смерти Сталина, строительство было заморожено.

Работы вновь возобновились спустя два года. Строительство, которое велось под руководством инженера Виктора Гоциридзе, было непростым. Геологические условия создавали серьезные проблемы.

В итоге, открыть первый участок тбилисского метрополитена удалось лишь спустя 14 лет после начала строительства. Это важное событие произошло 11 января 1966 года. В тот день торжественно пустили в эксплуатацию участок Дидубе-Руставели.

Развитие метро

Изначально первые пассажиры тбилисского метро могли пользоваться лишь шестью станциями – "Дидубе", "Электродепо" (ныне Гоциридзе), "Октябрьская" (ныне "Надзаладеви"), "Вокзальная площадь", "Марджанишвили" и "Руставели". Тогда протяженность линии составляла лишь 6,5 километра.

Спустя год открылись еще три станции: "Площадь Ленина" (ныне "Площадь Свободы"), "26 Комиссаров" (ныне "Авлабари") и "300 Арагвинцев". Вскоре в эксплуатацию сдали еще две станции - "Исани" и "Самгори". Все эти станции метро были расположены на одной линии метрополитена.

Постепенно тбилисский метрополитен стал развиваться, и вскоре возникла потребность закладки второй линии. Новая ветка метро, которая связала "Вокзальную площадь" с районом Сабуртало, заработала в 1979 году. Тогда на второй линии было расположено пять станций: "Вокзальная площадь - 2", "Проспект Церетели", "Политехническая" (ныне "Технический университет"), "Комсомольская" (ныне "Медицинский университет") и "Делиси".

К 2000 году количество станций метро в Тбилиси увеличилось до 22-х. Последняя, 23-я по счету, станция "Государственный университет" появилась лишь спустя 17 лет.

Будущее метро

В последнее время власти Тбилиси активно ремонтируют станции метрополитена, обновляют и добавляют новые составы. В 2023 году на реконструкцию станций метро планируется потратить четыре миллиона лари. Запланировано добавление новых 12 составов.

Выбранные станции метро будут полностью обновлены в соответствии с современными стандартами и станут общедоступными, в том числе для лиц с ОВЗ,

Интересные факты о Тбилисском метрополитене

Самая глубокая станция - "Руставели", расположена на глубине 100 метров.

Ежедневно с 01:00 до 05:00 из тоннелей метро выкачивают 25 тысяч тонн воды.

В Тбилисском метрополитене трудоустроены около 2,4 тысячи человек.

В среднем за день поезда на Ахметели-Варкетильской линии проходят 400 километров, а поезда Сабурталинской — 311 километров.

Общая протяженность линий метро — 57 километров, из них первой линии — 40 километров, а второй — 17 километров.

Для того, чтобы проехать всю Ахметели-Варкетильскую линию в одну сторону необходимо полчаса, а Сабурталинскую – 15-20 минут.

Поезда ходят со скоростью 60-70 км/ч.

За год для работы метро необходимо 65 миллионов кВт/ч.

Длина всех платформ стандартная и составляет 102 метра, рассчитана на состав из пяти вагонов.

Один метр рельсов весит 52 килограмма.

Интервал движения поездов в часы пик составляет примерно 2,5 минуты.

Проезд в Тбилисском метрополитене стоит 1 лари. Проехать на метро возможно при помощи проездных или специальных пластиковых карт, а также оплатив проезд действующей в Грузии банковской картой.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram>>