Период, иногда называемый «гэльским возрождением», возможно, начался с худшего из бедствий — чумы. Она вспыхнула в портовом городе Хоут в 1348 году. От чумы погибали семьями, больше в городах, чем на открытой местности. Многие английские лорды спасались бегством в Англию. Некоторые семейства вырождались.
С другой стороны, во второй половине XIV века английские монархи уделяли Ирландии меньше внимания из-за войны с Францией и внутренних мятежей. Вплоть до конца XV века Ирландия была не в приоритете у английской короны. Причиной тому была многолетняя гражданская война в Англии. Приказы из Лондона не выполнялись. Королевские наместники, жившие в Дублине, платили деньги ирландским вождям, чтобы те вели себя тише. По крайне мере не бунтовали открыто.
Гэльские вожди почувствовали слабость англичан и захватили оставленные земли. Одновременно с этим ирландская аристократия, учёные, поэты и барды пытались найти способы утверждения национальной культурной самобытности. Народ не должен оставаться без поэзии, древних преданий и старинных баллад. Искусство необходимо, чтобы сохранить национальное самосознание.
Англо-нормандские семьи заключали браки с гэльскими вождями. Более того, англо-ирландцы приняли ирландский язык.
Ирландцы установили контроль над некоторыми территориями острова, отвоевали у английских колонистов несколько замков. В общем, вдруг появилась надежда на возвращение гэльской Ирландии
Конечно, исконная ирландская знать предполагала, что эти перемены способны привести к старым добрым временам. Увы, надежды не оправдались.
В 1394 году король Ричард II явился в Ирландию с огромным войском. Он был первым английским монархом с 1210 года, кто пожелал лично взглянуть на своих подданных ирландцев.
Ирландцы не вступили в открытый бой, хитрили, устраивали набеги и засады. Всё же, король одержал верх, и вожди повстанцев склонились перед Ричардом. А вот новая англо-ирландская знать уклонялась от встреч с монархом, возможно, предполагая, что разгневанный Ричард лишит их собственности. Как только Ричард воротился домой, в Ирландии всё стало по-прежнему.
В Англии вспыхнула война Алой и Белой розы, а коренные ирландцы всё выясняли отношения с ирландцами «новыми». Может быть, именно потому в политически нестабильный для Англии период пёстрая ирландская верхушка не сумела вернуть стране независимость. Хотя в конечном итоге они сформировали крепкие связи, что пошло на пользу общей стабильности в Ирландии.
Иллюзия независимости была полностью развеяна королём Генрихом VII. Он потомок Ланкастеров и потому крайне негативно отнёсся к тому, что ирландцы поддержали двух претендентов из йоркистских самозванцев. В 1494 году был принят закон, по которому ирландский парламент стал полностью зависим от английского короля. Полторы сотни лет относительных вольностей закончились.