Найти тему
Carie Rose

Ежегодная премия журнала GQ «Человек года» 2020: отражение культуры современной молодежи или ошибка в выборе номинантов

В ноябре 2020 года состоялась ежегодная премия журнала GQ «Человек года», которая вручается выдающимся личностям России за заслуги перед страной. Главная награда – «Человек года» — досталась российским медикам и врачам, что обусловлено тем, что врачи ежедневно рискуя своими жизнями, спасают жизни других людей в сложившейся эпидемиологической ситуации в стране.

Данное решение о принуждении премии врачам и медикам было положительно воспринято обществом, что нельзя сказать о ряде других номинаций. Так, выбор в номинации «Музыкант года» пал на музыканта Morgenshtern (24-летний рэпер Алишер Валеев), что вызвало возмущение и обсуждение в обществе. Основным возмущением не только зрителей, но и других эстрадных исполнителей стало то, что Morgenshtern полностью повторил фразу, которую ранее использовал победитель номинации «Открытие года» в 2012 году Оксимирон:

«99% из тех, кто сидит в этом зале, и тех, кто посмотрит это по телеэкранам, тоже не знают, что я такой. Это хорошо и правильно. Год назад я жил на окраине Лондона в комнате с тараканами, клопами и одной мышью, которая жила в духовке. Рядом со мной снимал комнату татуировщик из Прибалтики по имени Саня. То, что сегодня я стою здесь, — это заслуга тех, кто голосовал за меня на сайте GQ и вообще голосовал за меня в самых разных голосованиях. Тех, кто слушает мои треки и поддерживает на протяжении последних лет. Им я хочу сказать спасибо, точнее, вам я хочу сказать спасибо, мои друзья. Вот это вот в той же мере ваше, что и мое. Увидимся на концертах, спасибо».

Эта речь свидетельствует о том, что Morgenshtern не относится серьезно к такой номинации, повторением речи другого человека он «смеется» над присутствующими в зале людьми. Несерьезное и неуважительное отношение к данной премии подтверждается и тем, что Morgenshtern поставил статуэтку премии на пол, а в дальнейшем просто выкинул награду, кинув ее себе под ноги.

Популярность Morgenshtern среди подростков и его победа характеризуются юношескими желаниями нарушать правила и самовыражаться, которые оправдываются рэп-музыкой. Рэп (в том числе и хип-хоп) в настоящее время считается спорным жанром, который является пропагандой наркотиков, насилия, банд и многого другого. Проведенные исследования компании «Black Youth Project» взяли интервью у молодых людей (17-21 год), чьим любимым жанром был рэп, и спросили их, влияет ли этот жанр на них каким-либо образом. Чуть более 70% ответили утвердительно, что данная музыка способна негативно повлиять на их поведение и побуждает к агрессивным действиям. Кроме того, исследование также показало, что молодые люди, слушающие рэп, с большей вероятностью будут вести себя рискованно, например, употреблять наркотики или могут попасть в тюрьму.

Такие же выводы делает Исследовательский центр профилактики Тихоокеанского института исследований и оценки в США, что молодые люди, слушающие рэп и хип-хоп, с большей вероятностью злоупотребляют алкоголем и совершают различные правонарушения. Подростки, которые проводят больше времени, наблюдая за насилием, изображенными в жизни клипов о «гангста-рэпе», с большей вероятностью будут практиковать такое поведение в реальной жизни, предполагает одно из первых исследований, специально посвященных изучению как рэп-видео влияют на эмоциональное и физическое здоровье. Существенное воздействие агрессивной и аморальной музыки может увеличить риск агрессивного и аморального поведения и отношений у подростков, особенно тех, кто уже уязвим.

Любовь к творчеству музыканта Morgenshtern современной молодежи обусловлена тем, что у сегодняшнего поколения несколько иной взгляд на жизнь, чем у старшего поколения. Людям за 35 уже тяжело понять эту моду на бесчисленное количество песен про «с*к на кровати», «бабки в чемодане», «белый снег на столе» и «оружие на хате».

В свою очередь рэпер Morgenshtern, «делая» деньги на современной молодежи именно такими песнями, успешно становится обладателем бизнес-проектов, которые в будущем позволят ему безбедно существовать и продолжать засорять неокрепшие детские умы. Так, например, музыкант в 2020 году открыл в центре Москвы свой собственный ресторан. В связи с этим становится справедливым вопрос: насколько правильно допускать к такой номинации музыкантов, которые транслируют неподобающий образ жизни. Ставить на одну ступень музыканта Morgenshtern и медиков (врачей), которые спасают жизни тысячей людей, просто недопустимо.

Музыка вызывает широкий спектр эмоций, и есть музыка для всех эмоций, которые испытывает подросток, от гнева и печали до любви и счастья. А подростки, которые обычно каждый день испытывают множество различных скачков настроения, видят в музыке способ выразить эти эмоции и справиться с ними. Та музыка, которую они слушают, не только показывает их нынешнее эмоциональное состояние, но и характер их будущего становления не только как отдельного индивида, но и как члена общества.

Еще одной номинацией журнала стало направление «Открытие года» в 2020 году, в которой выиграл блогер Даня Милохин (21 год), который является выпускником детского дома. Знаменитость к блогеру пришла за счет снятия многочисленных видео-роликов для различных социальных сетей, а также совместный с Джиганом и Тимати клип «Хавчик». В отличие от музыканта Morgenshtern Даня Милохин вел себя достойно на вручении премии и был рад получению награды.

Большинство пользователей в социальных сетях считают, что Даня Милохин стал действительно «открытием года», который покоряет не только своим талантом, но и открытостью. Возможно также огромную роль сыграла тяжелая судьба исполнителя: родители Дани развелись, когда тот еще был слишком маленьким. В связи с этим дальнейшее его воспитание проходило в стенах детского дома.

В отличие от музыканта Morgenshtern, Даня Милохин снялся в клипах таких исполнителей как Тимати и Джиган, что позволило обратить на него внимание не только молодежи, но и более взрослой аудитории (слушателей Тимати и Джигана).

Можно сделать вывод, что Даня Милохин вышел в финал и стал победителем премии за счет поддержки исполнителей Джигана и Тимати, а также выступления в программе «Малахов. Прямой эфир».

Несмотря на два отличных друг от друга образа милого Дани Милохина и грубого музыканта Morgenshtern, музыканты объединились и записывают совместные видео или записывают пародии друг на друга.

Творчество двоих исполнителей схоже и каждый из них пытается «заработать» на более эмоциональном и эпатажном видео, что привлекает современную молодежь. Помимо музыки и творчества музыканты-блогеры «выстраивают» свою моду, одевая яркую и выразительную одежду, а также нанося на тело татуировки и нося серьги в ушах.

Творчество, как один из немногих неисчерпаемых природных ресурсов мира, является источником значительного потенциала для содействия устойчивому социально-экономическому развитию людей всех возрастов. Творческие отрасли могут служить трамплином для новых идей и инноваций, которые могут открыть новые возможности для трудоустройства и обучения, в то же время способствуя благополучию и самоуважению, а также расширяя возможности целых сообществ.

В связи с этим встает вопрос о необходимости отбора номинантов для определения их «человеком года» в России. С другой стороны, такие награждения должны быть независимыми и непредвзятыми, что говорит не о проблеме выбора номинантов на премию, сколько о важности изменения взглядов молодежи и серьезное отношение к выбору «человека года».

Таким образом, ежегодная премия журнала GQ «Человек года» 2020 года является отражением культуры и эмоционального состояния современной молодежи. Без развития массовых культурных программ, направленных на молодежь. Культура способна преобразовать целые общества, укрепить местные сообщества и сформировать чувство идентичности и принадлежности для людей всех возрастов. Как вектор развития молодежи и гражданского участия культура играет важную роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития будущих поколений. Эту творческую энергию необходимо использовать, чтобы максимизировать положительное влияние, которое он может оказать на общество.

В настоящее время молодые люди во всем мире все активнее участвуют в защите и продвижении наследия, признание того, что наследие не только принадлежит прошлому, но также является частью их идентичности.

Передача ценности наследия для молодежи способствуют межкультурному взаимопониманию, уважению культурного разнообразия и помогает создать среду, благоприятную для культуры мира - принципов, которые являются центральными для России. Инициативы, связанные с наследием, ясно демонстрируют, что культура - незаменимый двигатель и фактор устойчивого развития общества и страны в целом. Но как современная молодежь справится с натиском безнравственной, грубой и жестокой культуры рэпа, нам ещё предстоит увидеть в будущем.

Автор: Карина Давыдова