Знали ли вы, что:
✅️ 62% детей сталкиваются в школе с травлей и унижениями.
✅️ 56% подростков являются интернет-зависимыми*
✅️ Каждый второй россиянин (50%) сталкивался с трудными подростками. При этом в своих детях такое поведение заметили только 5%.
✅️ 24% детей чувствуют себя подавленными и не испытывают или испытывают мало интереса к каким-либо занятиям.
✅️ Более 17% всех преступлений в РФ совершается лицами, не достигшими 18-тилетия.
✅️ Каждый седьмой ребенок в возрасте от 10 до 19 лет страдает диагностированным психическим расстройством, что составляет 13% подростков во всем мире.
*ВОЗ признала интернет-зависимость болезнью.
Это данные на 2021 год от детского фонда UNICEF — международной организации, действующей под эгидой ООН.
Я заинтересовался этой темой, потому что прямо сейчас смотрю на Жанна Иоффе. Жанна педагог-наставник по призванию и по образованию.
Сейчас она проводит онлайн-курс для подростков, и я в нем сам участвую и погружаюсь в жизнь и переживания подростков.
Я уже и забыл, но теперь вспомнил что подростковый возраст — важнейший период и, в каком-то смысле, труднейший в становлении человека. Именно в это время формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, у подростков оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее.
При этом современный мир невероятно динамичен, перегружен информационным шумом, неоднозначен и очень сильно поляризован (разделён по разным мнениям). Об этом рекомендую вам с детьми посмотреть документальный фильм "Социальная дилемма".
Не так просто в это время найти взрослых, которые с достаточной долей критического мышления удосужились сесть и поразмышлять о жизни и её устройстве. Что уж говорить о подростках?..
Моргенштерн, Милохин, Дудь, Ивлеева и т.п. Просто послушайте, о чем и как они говорят в своих блогах. Совокупная аудитория только тех, кого я упомянул, приближается к 50% населения России.
В то время как подросток сталкивается с задачей осознания самого себя, и решает вопросы в сфере межличностных отношений и профессионального выбора, из его гаджета некто напивает ему про "про грязных сучек",про "Кадилак" и т.п.
Этот образ напрямую оказывает влияние на формирование ценностно-смысловых ориентаций.
И парадокс в том, что в современном мире, имея любящих родителей, подростку со своими проблемами зачастую и пойти-то некуда. 🤷♂️
🟢 Я вспоминаю свои 14 лет. Мне кажется, что хоть родители и находились в соседней комнате, буквально в паре метров от меня, людей, находившихся от меня дальше, чем они, в этом мире не было.
И важно отметить, что мои родители очень меня любили, заботились обо мне как умели, переживали и хотели для меня всего самого лучшего. Но мне это удалось осознать ближе к 30, когда я наблюдал за тем, как подростал мой сын.
Сегодня психологи хорошо знают, что когда у подростка проблемы с построением образа "Я" и личностными смыслами, формируются патологические свойства личности: негативизм или застенчивость.
☑️ Негативизм проявляется в отказе от профессии, от системы представлений о себе и проявляется в асоциальном поведении (употреблении алкоголя, наркотиков, совершении противоправных действий).
☑️ Застенчивость проявляется в излишней робости и медлительности, отказе от лидерства в группе, от ответов на уроках, от общения, которое при этом становится формальным как с родителями, так и со сверстниками.
Родители застенчивых подростков часто бывают довольны, что те никуда не ходят, сидят дома за компьютером. Однако чрезмерное увлечение Интернетом или компьютерными играми уже признано разновидностью зависимости наравне с зависимостью от алкоголя и наркотиков. Кроме того, межличностные отношения заменяются общением через Интернет, что вызывает чувство одиночества и пустоты, которое особенно вредно для детей и подростков.
🟡 От особенностей взаимодействия ребенок—взрослый зависит характер и направленность личностных смыслов молодого человека, которые именно в подростковом возрасте начинают играть главную роль.
Я в подростковом возрасте, не доверяя родителям, нашёл "старших", которые учили нас воровским понятиям - тому, как стоять на шухере или с помощью линейки и проволки открыть дверцу чужой машины. В итоге из 27 человек в нашем классе пятеро сели в тюрьму, а двое получили судимости ещё в школе.
Ни мне, ни моим друзьям не нравилась такая жизнь, но получать "лещей" в школе на переменах нравилось ещё меньше. Выбор был очевиден (ведь с родителями поделиться тогда казалось невозможным - они не поймут и только усугубят и без того непростую жизнь).
❓️Почему возникало недоверие к родителям?
Вспоминается моя первая влюблённость...
Как-то вечером моя мама отправилась на разборки к маме той девочки, которая мне нравилась и из-за котрой я пришёл домой позже положенного. После той ее разборки я несколько дней не ходил в школу. Брал портфель, выходил из дома и шёл на квартиру к старшим друзьям, потому что встретиться с той девочкой мне было невыносимо стыдно. Какое уж там доверие родителям. Хотя сегодня с позиции взрослого человека, я понимаю что мама всего-то хотела меня защитить (как умела).
Сейчас, анализируя мой подростковый период в жизни, я могу сказать, что мне повезло. Большинство ребят, в том числе старших, которые меня окружали, были достойными людьми. Коллектив у нас был небольшой 5-6 моих ровесников (речь о возрасте с 14 до 17 лет) и чуть больше ребят постарше. У нас не принят был алкоголь и курение, а руководитель банды (на тот момент ему было больше 30 лет и 8 из них он отсидел за то, что в драке убил одного из мужчин, физически пристававших к девушке, - в общем повёл себя по-мужски и не желал ни кого убивать. Я благодарен и судьбе, и тем моим старшим товарищам за мои подростковые годы 🙏🏻
🔴 А как современному подростку, особенно в большом городе найти себе достойного наставника?
Многим ли повезёт вступить в банду, где старшие товарищи будут следить, чтобы он не пил, ни курил, занимался спортом и воспитывал характер? Да ещё и когда придёт время, чтобы подросток смог из такой банды выйти без последствий?
Психологи утверждают, что если занятие, предложенное подростку взрослым миром, обрело личностный смысл, увлекло его и дало возможность на основе личного опыта адаптироваться к этому миру, развитие идет успешно. Если этого не происходит, подросток ищет новую группу, новых значимых старших или, смирившись с ситуацией, приспосабливается, испытывая чувство одиночества и внутреннего дискомфорта.
Подобное приспосабливание часто приводит к различного рода зависимостям: от психически-активных веществ, от различного вида игр, компенсирующих устойчивое недовольство собой и миром. Факты роста подростковой преступности, суицидальных проявлений и уход от межличностных отношений в виртуальный мир, подтверждают это.
🧠 В свете этих моих размышлений я подталкиваю Жанну активнее заниматься обучением и наставничесвом среди подростков. "Кто если не мы?"
Я знаком с тысячами людей по всему миру, но не знаю никого, кто смог бы также гармонично и искренне, как Жанна, быть наставником и другом подростку, быть тем человеком, который окажется клеем, соединяющим сердца и умы родителей и детей, тем, кто мог бы донести ценности и идеи родителей до подростка, при этом не подавив его "я" и не навязав ему чужие цели, а проявив личные желания и раскрыв таланты.
Что вы думаете по этому поводу друзья?
Кто сегодня влияет на формирование ваших детей?
А вас самих кто-то обучал, как взаимодействовать с ребёнком- подростком?
Удалось ли вам выстроить доверительные отношения?
Благодарю за комментарии и обратную связь 🙏🏻
Всех обнял.