Найти тему

Битвы за Бухару, Самарканд и Старый Ургенч

Вместе со своими сыновьями Тулуем, Джеба Нояном и Субутой Чингисхан продолжил свой военный поход по пустыне Кызылкум. Они захватили небольшие города, такие как Зарнук и Нури-Бухара, и взяли в плен несколько сотен молодых людей. После этого, 7 февраля 1220 года, стада вторгшихся осели на пороге города Бухары и начали войну. За это время Бухара приобрела славу процветающего и развитого города и получила высокую оценку «Исламского купола». Бухарцы всеми силами боролись за сохранение независимости и свободы. Защищали город защитники Родины под руководством таких полководцев, как Ихтиериддин Кушну, Инанчхан Угил Хаджиб, Хамид Пура, Суюнчхан и Гурхан. С обеих сторон было убито много людей. Вечером под командованием Кок-хана, Гамида и Севинч-хана из города вышли три тысячи воинов и вступили в бой с врагом. После ожесточенных боев враг победоносно вошел в город. Собрались влиятельные люди города и согласились сдаться, потому что погибло много солдат и людей, продолжать войну было невозможно. Монголы избили жителей города и насиловали женщин, применив неслыханные средства пыток. Они грабили мечети и дома и бросали Священный Коран под копыта своих лошадей. Религиозные лидеры Рукьяддин Имамзаде и его сын Кази Садриддин-хан и Садр Маджиддин, которые не выдержали, погибли, сражаясь с монголами. Сам Чингисхан дал указание разграбить богатства города и превратить его в руины. Он приказал: «Ничего из того, что видно в городе, привозить не надо. Вам необходимо передать нам конфиденциальную информацию». «В ответ на это, — писал Мирзо Улугбек, — богатые люди и чиновники заключили союз и купили свои головы за золото. Все государственные деятели Бухары купили себе жизнь у Чингисхана, отдав свое богатство и золото татарскому (монгольскому) войску. Ничего другого они не нашли. Те из воинов хорезмшаха, которые не остались в своих домах и вышли из города, не нашли ничего, кроме гнева. По приказу Чингисхана монголы совершили в Бухаре странные убийства. Гнев Хакана (Чингисхана) закипел, и он пришел в ярость. Жители города были сожжены его яростью. В один день сгорело мокрое и сухое: ни неживого, ни живого не осталось. В городе не осталось ни одного солдата. Их сменил черный дым. После того, как город был полностью сожжен, они собрали жителей окрестностей, согнали их к основанию замка и заставили закопать незасыпанные части замкового рва. Они быстро захватили крепость и подожгли ее. Его правитель вместе с жителями этой крепости были убиты. Они сравняли Хисар с землей. Никто не мог найти лекарство от такой боли». Промокшие до костей жители города были выведены из города в одной одежде. Трудоспособных мужчин взяли в плен, а женщин разделили между монгольскими воинами. Солдаты и горожане вошли в крепость после вторжения врага и продолжили бой. Их тоже раздавили и убили, не пощадив ни одной души. Итак, Бухара была разрушена захватчиками в небывалых масштабах и долгое время лежала в руинах.

«Этот город, — писал живой свидетель, — когда-то был самым большим из городов на побережье Джейхуна». Проклятый монгол Тенгиз (Чингиз) так разорил его, что мечети, медресе и базары почти все в руинах. Сейчас среди них нет никого, кто знает или интересуется наукой».

Эти сведения принадлежат Ибн Баттуте, который лично был в Бухаре в первой половине XIVвека. По его словам, Бухара была настолько сильно разрушена монголами, что даже спустя более 100 лет ее так и не восстановили. Однако до нашествия монголов Бухара считалась самым процветающим городом, чему можно было позавидовать. Аллама (ученый) Якут аль-Хамави писал по этому поводу: «Это, несомненно, очень древний город, в нем много садов и всевозможных фруктов. Когда я поехал туда, плоды Бухары продавались после восемнадцати дней пути до Марва и пятнадцати дней пути до Хорезма.»

Автор «Китаб ас-сувар» писал: «Что касается красоты земель Мавераннахра, то (надо сказать) я не видел города красивее Бухары ни в одной из исламских стран. Если вы пойдете к его Арку, то увидите голубое небо вокруг. В землях Мавераннахра и Хорасана нет людей, которые так же заботятся о своей земле, как бухарцы. Бухара – это город и постройки, расположенные на равнине. Все резиденции, крепости, сады, склады, каменные арки и бесчисленные соседние кварталы окружены стеной, в которой расположены все эти крепости и дома. Вы не увидите ни пустого места, ни руин. Кроме стены к ней пристроена еще одна стена, которая окружает дома, дворцы, лавки и сады города, где живут зимние и дачные жители. Во всем Мавераннахре нет такого плотного и многолюдного города, как Бухара».

Но монголы превратили Бухару в культепа-ясеневую гору. Чингисхан поставил несколько тысяч пленных, взятых из Бухары, перед своей армией и направился в сторону Самарканда. Этот город был одним из самых зеленых и процветающих мест на Востоке. Здесь готовились к бою 110 тысяч воинов султана Мухаммеда. Кроме того, большая часть населения была задействована в обороне. Во главе войска стояли Тогайхан, Алп Эрхан, Шайххан, Болахан и другие полководцы. В осажденном врагом городе мысли всех, будь то солдаты или простые люди, были сосредоточены на сохранении независимости и свободы. Для этого было достаточно возможностей и военных сил. Однако они не нашли лидера, который направлял бы их со знанием. В первую очередь ошиблись полководцы в области военной тактики и стратегии. Чингисхан малую часть своего войска бросил в атаку, а большую часть поставил в засаду. Учитывая, что численность неприятельских сил была невелика, полководцы с большим войском вышли за ворота и начали бой. Тогда монголы в засаде окружили их и убили. Это трагическое поражение повергло жителей города в отчаяние. Группа влиятельных людей обратилась к Чингисхану с предложением сдаться, как бы для спасения народа от массового истребления. Это предложение было принято, и во время молитвы захватчики вошли в город. В тот день и ночь они разрушили город и прогнали весь народ — женщин и мужчин из города в пустыню. Армия, люди которой были разграблены, занималась мародерством и грабежом города.

Они казнили всех, кого находили на углах каждой улицы и дома. Когда стемнело, монгольское войско покинуло город. Жители замка были в ужасе, их сердца были разбиты, они не поднимали головы и не смотрели в землю. На рассвете следующего дня Олашджан, один из полководцев султана Мухаммада Хорезмшаха, проявил мужество, напав на монгольское войско, состоящее из тысячи человек. Все они погибли. На следующий день монгольское войско направилось к крепости Самарканд. Они разрушили стену и трубы и захватили ворота. Они вошли в город. Они казнили эмира, который был одним из командиров 20000 воинов султана Мухаммада Хорезмшаха, вместе со всеми его войсками. Чингисхан отделил от жителей Самарканда тридцать тысяч человек и раздал их своим детям и родственникам».

Понятно, что когда монгольские воины впервые вошли в город, в крепости находились воины султана Мухаммеда. Монголы боялись их нападения ночью и были вынуждены покинуть город. Рано утром следующего дня они снова вошли в город и напали на солдат в крепости.

В этом сражении защитники Родины, особенно 20 тысяч человек, продолжали сражаться до тех пор, пока не были полностью перебиты. В очередной раз монголы разрушили Самарканд, забрали богатства народа и установили свою власть. Это страшное событие произошло 17 марта 1220 года. До этого в Самарканде проживало 100 000 семей, а после нашествия осталась только четверть. Голод царил в разрушенном городе. Несомненно, многие люди погибли после войны. Султан Мухаммад запаниковал и бежал из земли Туркестанской, когда возникли такие крайне ужасные и трагические условия и когда защитники родины понесли большие потери. Однако он должен был лично возглавлять свои войска. Услышав, что Бухара завоевана монголами, он отправился с большим количеством золота и других ценных сокровищ. Но эти товары утонули в воде при переходе через Амударью. Чингисхан послал 20 000 солдат под предводительством Джебы и Субутая, чтобы поймать султана Мухаммада. Услышав это, султан Мухаммад отправился в Нишапор, а затем в место под названием Бисам. Продолжая путь сюда, они окончательно обосновались на острове Ашур в Каспийском море. Здесь он тяжело заболел и умер в декабре 1220 года. Перед смертью он объявил наследником престола своего сына Джалалиддина. В марте 1220 года мать султана Мухаммада Туркон Хотун, беспокоившая государство хорезмшахов, покинула Хорезм с 22 женами и малолетними детьми султана Мухаммада, а также с сокровищами. Она приказала убить всех своих родственников, старых и молодых, и утопить их в реке Амударье. Судя по всему, их казнили для того, чтобы они не попали в руки врага.

Туркон Хотун поселилась в крепости Хал в Мазандаране. Здесь она была захвачена монголами и отправлена в Монголию к Чингисхану. Ей доставалось объедки со стола Чингисхана. Здесь в 1233 году Туркон Хотун умерла в нищете.

Таким образом, султан Мухаммад и его мать Туркон Хотун вместе бросили государство хорезмшахов, еще недавно сотрясавшее восточный мир, к ногам врага из-за своего невежества. В их замке пролилась кровь сотен тысяч людей, а города превратились в руины. В этом плане не остался в стороне и город Кохна Ургенч. В заброшенном Хорезме царил хаос и произвол, и не нашлось зрелого человека для управления государством. Тем временем братья Джалалиддина вместе с Узлыг-шахом и Акшахом вернулись в Хорезм после похорон отца. Родственники Туркон Хотун - эмиры, не признавшие престолонаследие Джалалиддина, объявили брата Туркон Хотун Хумара Тегина султаном-правителем и стали организовывать покушение на Джалалиддина. Поэтому Джалалиддин и Темур Малик были вынуждены покинуть столицу вместе с 300 воинами. Братья Джалолиддина, отправившиеся за ними, были убиты монголами. Сыновья Чингисхана Угадай и Чигатой во главе с воинами начали оккупацию Кохна Ургенча. После того как в ожесточенных боях погибло много людей, монголам удалось ворваться в город. Затем враг семь месяцев держал город в осаде, жизнь жителей стала очень тяжелой. Тем не менее народные массы продолжали борьбу против захватчиков. Согласно труду Абулгази, когда группа монголов встала перед городскими воротами, 100 000 защитников родины вышли и погнались за ними.

Встретив большое количество вражеских солдат в парке в миле от столицы, произошел такой ожесточенный бой, что из 100 000 человек выжили и бежали в город от пяти до десяти человек.

То же самое произошло и здесь, в Самарканде. Оттуда монгольские военачальники подвели к стене небольшое количество своих воинов и тем самым пригласили своих противников на бой, и атаковали большим количеством своих воинов из засады. Похоже, что убийство врагом 100 000 защитников Родины очень напугало жителей города. Однако они не отступили. «Монголы, — сказал Абулгази. – отправил посланников в Ургенч. Они сказали, что если ты подчинишься нам, то будешь в безопасности, а твой сын и слуга не будут добычей и пленниками. Народ Ургенча не принял его и не подчинился. После этого войско Хорезма сражалось с утра до ночи семь месяцев и дней. Монголы срезали стволы тутового дерева и клали их в манджаник (камнеметную машину) вокруг Ургенча. В то время монголы хотели запрудить Джайхун, чтобы вода не доходила до Ургенча. Три тысячи монголов пришли на землю, чтобы связать Джейхуна. Узнали об этом жители Ургенча, окружили три тысячи монголов и сразились посредине. Ни один из этих трех тысяч монголов не спасся, и монголы не смогли взять Ургенч. Монголы противостояли войску хорезмов и яростно сражались. В конце концов монголы взяли Ургенч, подожгли все кварталы и загнали весь народ в пустыню. В качестве квалифицированных рабочих было взято сто тысяч пятьдесят человек. Молодых женщин и юношей брали в рабство. Они служили в армии другой страны. Каждый монгол убил двадцать четыре человека. Монголы все разрушили».

Помимо гибели в боях десятков тысяч человек, монголы захватили в плен тысячи ремесленников и других специалистов, чтобы воспользоваться их услугами. Они обращались с женщинами как с животными, насилуя их и деля между собой. К каждому монгольскому солдату прикрепляли по 24 защитника родины с условием умерщвления. Все они были убиты.

Мужество и отвагу в борьбе за Ургенч проявили узбекские женщины. По этому поводу известный ученый Зия Буниядов писал: «Монголы вошли во внешнюю стену Гурганджа через Кабилонские ворота. Но они столкнулись с таким сопротивлением, организованным жителями города — мужчинами и женщинами, кроме воинов, что к вечеру были полностью вытеснены из города, несмотря на то, что дошли до окрестностей Танура. На следующий день монголы снова попытались ворваться в город через те же поврежденные Кабилонские ворота, но были отброшены воинами отряда Гури».

Так, узбекские женщины освоили владение боевым оружием и были способны сражаться с захватчиками на поле боя. Их верность Родине и героизм возмутили монгольских тунеядцев. В декабре 1220 года, после 7 месяцев боев, они взяли город штурмом и отомстили женщинам, применив неслыханные методы наказания. Они приказали пленным женщинам Ургенча раздеться догола и разделили их на две группы и отдали следующий приказ: «Женщины вашего города очень хорошие кулачные бойцы. Поэтому приказываем: пусть женщины обеих групп сражаются друг с другом». Позабавившись этим позорным зрелищем, монголы убили всех женщин. После этого монгольские палачи утопили Ургенч, в котором были роскошные дома, цветущие улицы и редкие произведения искусства, водой Амударьи и уничтожили библиотеку. Они все испортили. Недавно знаменитый город Ургенч, который был яркой звездой Востока, превратился в руины. Десятки тысяч его жителей были убиты, взяты в плен и разграблены. Мужество и героизм известного религиозного деятеля аллама (ученого) шейха Наджмиддина Кубро в боях в Ургенче стали эпосом в языках. Он родился в городе Хиве в 1145 году и до конца жизни верно служил своей родине. Он расширил свои знания и опыт, посетив в молодости такие страны, как Иран, Египет, Сирия и Ирак. Он считается основателем ордена Кубравия, а его орден и учение воплощают в себе такие добродетели, как честность, чистота, человечность, доброта и патриотизм. Является автором ряда работ. Чингисхан сообщает, что он может покинут осаду города добровольно, принимая во внимание репутацию шейха, и никоим образом не причинит ему вреда. Но в уме и сердце шейха любовь и верность Родине и ее народу воссияли до такой степени, что он отказался от предложения. Он также сказал, что пожертвовал своей жизнью за страну. «Голос Хазрата Шейха Наджмуддина Кубра, — говорит Абулгази, — был известен во всем мире». Вот почему принцы (сыновья Чингисхана) послали послание Его Высочеству Шейху: «Пусть Шейх не будет растоптан, пусть сын и его слуги вместе покинут замок». Хазрат Шейх сказал: «Я не одинок. У меня есть родственники и слуги». Принцы сказали, что десять человек должны собраться вместе. Шейхи сказали, что должно прийти десять человек. Принцы сказали, что должно собраться сто человек. Шейх сказал, что их больше сотни. Принцы сказали, пусть сойдется тысяча человек. Хазрат Шейх сказал, что в хороший день я стал знакомым и другом этого народа. Теперь, в плохой день, я не могу уйти». Монголы стекались в район Хазрата Шейха. Хазрат Шейх тут же собственноручно отправил нескольких монголов вместе в ад, и они стали мучениками»

Поэтому в своем ответе Шейх поставил интересы страны выше своих личных интересов, имея в виду, что он был одним телом и душой с народом. Конечно, он мог бы выжить, если бы думал о своей жизни. Но он сражался с врагом, когда его постигали тяжелые времена.

Великий государственный деятель и ученый Улугбек высоко оценил патриотизм и мужество шейха Наджмуддина Кубро. Он писал: «Муршид Азам пожертвовал своей жизнью по приказу шейха Наджмуддина Кубро. Десять юношей не смогли снять ялов (монгольский флаг) с руки царя религии. Интеллигенция, которая была удивлена, увидев флаг неверных в руках шейха Саидов, так прокомментировала эту ситуацию: «Шейх держал кончик флага и рассказывал историю, что дата его смерти – «Шахи Шахидо» («Царь мучеников»). Такое мужество и героизм шейха Наджмуддина Кубро является ярким примером патриотизма.»

Чингисхан проявил свою жестокость в Термезе и других местах. Когда он пришел в Термез со своим войском, местные жители ожесточенно сражались. Но в итоге враг победил и многих предал мечу. Тем временем монголы привели на смерть женщину. Женщина сказала: «Не убивай меня. Я дам тебе драгоценную жемчужину». Они сказали: «Где жемчужина?» Женщина сказала: "Я проглотила жемчужину. Она у меня в желудке". Монголы вспороли живот старухе и забрали жемчужину, отчего мертвых не осталось, всем вспороли животы.

Видно, что агрессоры расчленили множество женщин под предлогом одной жемчужины. Разорив Термез и убив множество людей, они отправились в Балх и сровняли с землей цветущий и красивый город. Они также действовали как животные при завоевании города Марв. Когда атаман Тулихан вошел в город, монголы по обыкновению потребовали богатства. Они выгнали жителей из города, разграбили имущество, а затем вырезали людей. Каждому солдату была поставлена задача убить 40-50 человек. Эта задача была выполнена немедленно. Чингисхан дал своему сыну задание завоевать Хорасан и предать мечу всех людей от младенчества до 100 лет. В столице Марве монголы убили 130 000 человек.

(Взято из: Khamid Ziyoyev. Asarlar to`plami. Toshkent. Ma`naviyat. 2008.)