«Свидетель обвинения» (1953)
Еще одна пьеса представляющая собой переработанный одноименный рассказ (написанный в 1925 году по одним источникам или в начале 30-х годов по другим). Удивительно, но Агата Кристи умудрялась переделывать в пьесы даже романы, есть даже пьеса по мотивам «Десять негритят» под названием «И никого не стало» (1943).
Пьесу «Свидетель обвинения» Кристи считала своей лучшей, о чем писала в своей «Автобиографии». Это вторая по популярности пьеса после «Мышеловки», вышедшая буквально следом, но все равно оставшаяся немного в тени. Хотя с точки зрения детективной интриги пьеса, конечно, в разы интересней «Мышеловки». По сюжету обаятельный молодой человек оказывается под подозрением в убийстве и главная интрига в том, сможет ли он доказать свою невиновность или он действительно является хладнокровным убийцей? На первый взгляд ничего особенного, но загадочности добавляет странное поведение жены подозреваемого, которая из предполагаемого свидетеля защиты, неожиданно превратилась в свидетеля обвинения. В конце зрителя (или читателя) ждет не один сюрприз, переворачивающий все представления. Формально подсказок в пьесе нет, но загадка сформулирована таким образом, что в целом догадаться можно, что к чему, но для этого нужно мыслить нестандартно. Финал (но не разгадка) иной у пьесы, чем у рассказа, и сделано это справедливости ради, по словам Кристи на постановку с иным финалом она бы ни за что не согласилась, хотя ее уговаривали, считая предложенную ей концовку слабой в художественном отношении. От себя скажу, что ни тот ни другой финал не меняет детективной сути пьесы и рассказа, финал лишь затрагивает моральную сторону, а интрига и неожиданные открытия в конце в обоих случаях остаются на высоте, потому что собственно в пьесе в этом плане ничего не поменялось по сравнению с рассказом.
Поскольку сюжет подан в форме судебной драмы (большая часть действия происходит в зале суда) интересно наблюдать еще и за поединком защиты и обвинения, которые искусно наносят и отражают удары подобно фехтовальщикам. Сразу как только мы узнаем об обстоятельствах случившегося напряжение плотно повисает в воздухе (уж точно будет висеть в зрительском зале и на сцене). Чтобы судебный процесс был показан точно, а перипетии судебного разбирательства были тонкими и интересными, Кристи пришлось немало перелопатить информации по заданной теме и даже пообщаться с многочисленными адвокатами и барристерами. Потом еще эти странные поступки жены очень добавляют остроты. И шокирующая развязка.
«Свидетель обвинения» (и пьеса и рассказ) является одним из лучших детективных произведений Кристи, несмотря на то, что есть критики, считающие, что это не детектив вовсе, а просто история основанная на некоем психологическом трюке. Отчасти это так. Да есть классический детективный вопрос: «кто?», но только этого не достаточно, ведь в данном конкретном случае слишком узок выбор: либо обвиняемый убил, либо нет. В таких сюжетах, как правило, больше всего интересует сможет ли несчастный выбраться из передряги или нет. А странное поведение жены, тоже вряд ли тянет на самостоятельную загадку, поскольку в целом по сюжету не стоит задачи выяснить причины ее поведения, может она просто не любит мужа. Но поскольку в конце все встает с ног на голову, назвать пьесу не настоящим детективом тоже язык не поворачивается. Интрига есть, вся ситуация так или иначе загадочна и в конце она разрешается понятным логичным объяснением.
Интересно мнение П.А. Моисеева из его книги «Поэтика детектива» Издательский Дом ВШЭ, 2017:
«Рассказ „Свидетель обвинения“ можно рассматривать как детектив по следующим двум причинам. Во-первых, „Свидетель обвинения“ рассчитан на восприятие в контексте детективного жанра; он написан, если воспользоваться классификацией Набокова, для „мудрецов“. Во-вторых (и это, может быть, самая главная причина), эстетические переживания при чтении или просмотре „Свидетеля…“ — это именно переживания, обычно возникающие при чтении детектива».
Может и правда иногда можно отличить детектив от не детектива на уровне чувств?
На русском языке пьеса впервые опубликована в книге: Агата Кристи, Пьесы. М., «Искусство», 1976. Последняя публикация: Агата Кристи. Собрание сочинений 24 том, издательство Артикул-Принт, 2004. Желающим иметь бумажный вариант путь только к букинистам.