Что у нас в школах с внеучебными мероприятиями? А как фишка ляжет. Относится как к начальным, так и средним школам.
В хороших школах и в частных школах есть многочисленные разнообразные кружки и клубы за отдельную плату (балет, современный танец, степ, бальные танцы, хор, пение, музыкальные инструменты, рисование, борьба, тайквандо, карате, плавание, хоккей на траве с мячом, футбол, баскетбол, историко-дискуссионный, театральный, литературный и так далее). Если директор позаботился, нашёл соответствующих учителей (или вменил своим учителям в дополнительные обязанности), то - есть кружки, не озаботился – нет кружков. В начальной школе моей дочери был кружок, вроде кружка умелые руки. Они там поделки делали, рисовали и клеили что-то. В 2012м году данный кружок работал только для 3-4 классов (120 учеников), желающих оказалось половина. Посему разбили их на 3 группы. Каждая группа занималась по 6 недель, после уроков час по средам. Тогда же в декабре 2012, незадолго до Рождества приходской священник нанял учительницу танцев, которая по четвергам с добровольцами (включая мою дочь, дочь моей российской приятельницы, Тамару Льюис, все три занимаются в разных балетных школах в разных концах города) ставит танец для приходской рождественской вечеринки. Также дочь регулярно пела в хоре внутри школы, отказываясь участвовать соревновании хоров разных школ. Она мне заявила: «Я не певица, я танцовщица!» Ещё в начальной школе был футбольный кружок (один или два, я так и не поняла). Плюс муниципалитет (или министерство образования, кто же их знает) оплатили всем 4м классам по полгода занятий плаванием. Практически во всех частных школах есть весь комплект кружков, что облегчает жизнь родителям. Всё в одном месте. У меня жизнь была посложней.
Моя дочь с трёх лет занималась в балетной школе (в городе больше десятка балетных школ!). Это, конечно, всё на любительском уровне, но с профессиональной балериной. У нашей мисс Кэрол (ей уже за 50 и двое взрослых детей, школе 27 лет) простой подход - будет то, что хотят родители и дети. Платят-то родители (и немало) – примерно 600 рублей за 45минутное групповое занятие раз в неделю, в группе может быть до 20 человек (30-минутное занятие с самой мисс Кэрол один на один стоит 1500 рублей). Если у девочек есть данные, мисс Кэрол проинформирует, что при таких то усилиях (столько то часов практики и растяжки, столько то частных уроков) возможна профессиональная карьера. Если родители и дети хотят, то вперёд. Нет, то просто ходите на уроки и сдавайте экзамены. У моей дочери не было балетных данных – не тот тип фигуры. Для балета она крупновата и высоковата. Мы с мисс Кэрол обсудили этот вопрос, мы не видили оснований, по которым дочка не могла бы сдать экзамен до уровня 8 (мне и 3го, и 6го хватит), если хочет (это было до ковида, который испортил все планы). Уровень 3 означает уровень ПТУ (имеешь право преподавать в детском саду и первых двух классах школы), уровень 6 - неполное высшее по балету (имеешь право преподавать во всей начальной школе). Экзамены сдают экзаменатору из Королевской академии Танца (эквивалент училища Большого театра). С 7ми лет дочка стала ещё и степом заниматься. Там же она занималась полтора года в театральном кружке, а экзамен сдавала экзаменатору из Лондонской Академии музыкального и драматического искусства.
Плаванием дочь занималась в местном спортивном центре и прошла все уровни до 7го включительно. На 7м уровне они отрабатывали разные стили и наращивали выносливость, чтобы выпуститься с 7го уровня они плавали 1 милю (1600метров) вольным стилем. Дочь также пыталась заниматься там гимнастикой, но это у неё не пошло. В 2013м году она занималась фехтованием, очередь на которое мы ждали больше года, для чего пришлось купить форму, маску и шпагу на сумму более 100 фунтов (10000 рублей). В другом спортивном центре дочь занималась роликовыми коньками (по субботам) и бадминтоном (по пятницам). Так что нам приходится бегать с место на место, в путёвых хороших школах (особенно в частных) всё в одном месте.
Музыкальный инструмент. Тут для нашего человека ситуация выглядит совершенно дико и непривычно. Музыкальных школ как таковых нет – как класс. Есть учителя, владеющие разными инструментами, вот они окончили университет по классу какого-нибудь инструмента и решили преподавать. Некоторые их них идут преподавать в средние школы (в начальные школы учителей музыки нанимают, если у школы деньги есть). А некоторые просто учат детей играть на инструменте. Обычно они владеют двумя-тремя. Дальше, как договоришься: ездишь или к ним домой занимать, или они к тебе придут, или к ним в студию (если они совсем крутые и опытные, и у них есть своя студия). Занимаются с детьми инструментов, ВНИМАНИЕ, по 20 минут (я ни откуда не рухнула!), это стоит 10 фунтов (1000 рублей), или по 30 минут за 15 фунтов (1500). Короче, все уже поняли, что если вдруг кто-то захочет часовое занятие, то это будет стоить 30 фунтов (3000 рублей в час). Папа у нас сам позанимался с ребёнком на флейте, так как в детстве он сам себе зарабатывал на занятия у учителя флейты и дошёл до 5го уровня (минимально необходимый уровень для поступления в университет по классу инструмента). Дочь захотела пианино. С 8ми лет мы ездили к учительнице Берри домой, она там занималась у неё, но, на мой взгляд, домашняя обстановка не располагала к особым успехам. Я уже была на грани или смены учителя, или вообще бросить, но тут в нашей началке, в которой был клуб гитары и уроки гитары, ушла учительница по гитаре. А взамен взяли нашу же Берри в нашу школу преподавать детям музыку в этом клубе раз в неделю, там было не для всех классов, по-моему. Как результат, у Берри было время в школе, чтобы заниматься с дочкой, она уходила с урока и шла к Берри в зал, занималась там 20 минут, возращалась обратно на урок. Иногда получалось устроить этот урок во время обеда. Цена урока была та же, к дочери присоединились и другие ученики школы. Если память не изменяет, под конец Берри приходила два раза в неделю – так много учеников набралось, что за один день и обучать классы, и впихнуть в оставшиесть полтора-два часа всех желающие не получалось. Потом мы перешли в нашу крутую среднюю школу, где было четыре приходящих учителей по инструментам (помимо своих собственных учителей музыки, занимающихся исключительно школьной программой, тремя оркестрами и двумя хорами – оркестры и хоры или в обед, или после уроков). Нам достался швед Фредрик Холм, который когда-то изучал русский, так что он в емейлах со мной практиковался в русском языке зачастую. Фредрик обучал игре на пианино, фаготе и на блокфлейте, кто что хочет. Дочь у него занималась пианино. Первые 3 года по 20 минут раз в неделю, до ковида по средам, после - по четвергам (во время ковида занимались по скайпу, когда обоим удобно). Потом стали по 30 минут. Расписание составляла бедная миссис Браун, которой надо было уложить в один день всех, записанных к Фредрику. Одна девочка приезажала в школу к 8 утра, у неё был 40минутный урок на обоих инструментах, она уходила в 8:40, у двери уже ждала следующая девица и так далее до обеда, когда были записаны две девицы с 30-минутными занятиями, а дальше следующая череда 20-минуток. Выше всего ценились занятия в 8:40 и в 11:00, потому что тогда уроки почти не надо пропускать. У каждой девочки менялись отведённые часы (только трио в обеденный перерыв и до уроков было неизменным), остальным постоянно меняли время, чтобы они не пропускали одни и теже части уроков еженедельно. За 5 минут (иногда за 10 в зависимости от того, в какой части школы идёт урок – некоторые идут вообще в другом здании через дорогу) до начала занятия с учителем музыки, девочка уходит, приходит в студию, отыграла свои 20 минут, и возвращается на уроки (тот ли, следующий ли – неважно). Так вот у Фредрика была и своя студия недалеко от школы, которую он арендовал в каком-то крутом здании. Когда у дочери были экзамены, то тут на урок музыки не сходишь, особенно в 12-13м классах, когда есть окна в расписании, то она ходила к Фредрику в эту студию. Кажется, он вот также обучал ещё в паре школ Ланкастера, а остальные дни в неделю принимал учеников в своей студии. Те, кто занимались у него после школы, занимались только в студии. Все экзамены по всем музыкальным инструментам сдают экзаменторам от ABRSM(Assessment Board of Royal School of Music) – совет проверки королевской школы музыки. Они раз в два года выпускают сборники отрывков произведений для каждого уровня по каждому инструменту. Дочь дошла до 5го уровня. Там три части А, В, С, из каждой надо выбрать по одному произведению и разучить их. На экзамене также сдают и теорию, по ней тоже выбускают сборники для подготовки. Вот с теорией у дочери были проблемы, но всё же все свои экзамены она сдала. Чему её научили? Она свободно играет «Лунную сонату», набор произведений различных композиторов, «Дважды два четыре» и кучу других российских песенок. Если ей нравится какая-то мелодия в фильме или игре Нинтендо, то она находит ноты, распечатывает и играет. Наша новая принцесса Уэльская, Кэтрин тоже дошла до 5го уровня игры на пианино, и на рождество 2021го года аккомпанировала певцу на рождественском концерте.
Кое что я забыла про частные школы. Есть очень хорошие частные школы, те могут позволить себе брать не всех, а проводить экзамены и брать лучших из платёжеспособных учеников. Частные школы поплоше – берут всех, кто могут заплатить. Они тоже проводят вступительные экзамены: те, кто сдал хорошо, те платят половину платы обучение; кто сдал плохо, платят по полной программе. Хорошие частные школы предлагают ещё и стипендии для бедных. Если попадётся одарённый ребёнок из малоимущих, то он может попробавать сдать экзамены в рассчёте на стипендию. Сдал хорошо – получил стипендию и учись, не вышло – иди в государственную школу. Но, по-настоящему одарённые дети могут пробиться.
Часть из наших грамматических школ являются школами «на содержании» («maintained»). Это значит, что когда-то давно (иногда несколько веков назад) какой-нибудь богатый человек построил здание и пожаловал школе земли (деньги-то уже потратили бы!). Земли пожаловал не только для собственно школы, но и на содержание учителей. А сейчас земля-то стоит существенно дороже, а она всё ещё за школой записана, всё приносит школе хороший доход. Значит школа может нанять лучших учителей и платить им больше, набрать лучших детей из своего района (самые сливки) через вступительные экзамены. Вот у нас в Ланкастере есть Ланкастерская грамматическая школа для девочек (естественно, изначально была создана Ланкастерская грамматическая школа для мальчиков, доходов хватило, чтобы пару веков спустя основать и женский вариант). Это лучшая грамматическая школа северо-запада. К сожалению, в первую очередь туда берут жителей Ланкастера, потом концентрические круги увеличиваются. Престон туда почти не входит, но если места будут, после зачисления сдавших хорошо экзамен из внутренних кругов, возьмут на оставшиеся места из внешних кругов. Государственных школ с проживанием не существует, то есть вообще. Хотя есть одно исключение: Ланкастерская грамматическая школа для мальчиков – заведение бесплатное, поступление через экзамен. Но есть маленькая лазейка. Если у родителей есть деньги, они могут оплатить за обучение с проживанием. Тогда они платят за проживание, а обучение идёт бесплатно в тех же классах с теми же учителями. За проживание платят столько же, сколько за обучение платят в частных школах. Плюс это позволяет кричать Ланкастерской грамматической школе для мальчиков, что это единственный государственный интернат. После таких мероприятий по сниманию сливок с ученической массы грамматическими и частными школами, в государственные средние школы попадают уже чуть менее одарённые. Там могут оказаться и достаточно одарённые дети, если родителям было всё равно, или не захотели посылать детей учиться далеко.
Большинство частных и грамматических школ участвуют в проекте министерства обороны Великобритании «Объединённый кадетский корпус». До 1 апреля 2014 года министерство обороны тратило около 28 миллионов фунтов в год на кадетов. До 2014 года в этом проекте участвовали, в основном, частные школы. Однако решено, что и государственные школы должны включаться, поэтому теперь финансирование будет переведено на создание новых бригад, а у старых финансирование будут постепенно снимать, а потом с них ещё и начнут брать деньги (за оборудование, рационы, форму и так далее). До 2015 года за всё платило министерство. Цель организации «предоставить дисциплинированную организацию в школе так, чтобы ученики могли развить лидерства способности посредством обучения, способствовать развитию ответственности, самодостаточности, изобретательность, выносливость и настойчивость». В общем, с 13 лет они ходят в походы, стреляют, лазят по полосе препятствий, иногда и летают (в Кёркхэме кадеты принадлежат к военно-воздушной разновидности войск). Теперь министерство будет пытитаться растянуть ту же сумму на всех. Что получится неясно. Раньше из этого корпуса потом шли в офицерскую академию Сэндхёрст. Моя дочь участвовала в секции морского флота, им там обещали, что они и под парусами ходить будут, и на яхте, и на шлюпках плавать, и разными другими интересными вещами заниматься. Так всё и было. За кадетов мы платили надо будет платить 35(2017)-40(2021) фунтов в год (2660 рублей в 2017, 4000 рублей в 2022м), плюс депозит в 40 фунтов (ок. 3040 руб) за ботинки, деньги вернули, когда мы сдали обратно ботинки в 2022. К сожалению, нам так ни разу и не удалось съездить с ними в их недельные лагеря летом и на пасхальные каникулы, так как когда она получила место, то случился ковид. На двухдневные курсы она ездила несколько раз. Мы её сами отвозили, Так как мы выбирали курсы в нашем регионе, если бы мы согласились на курсы на другом конце страны, то министерство обороны оплатило бы билеты на поезд. Лагеря и курсы стоили отдельно, но совсем немного. О проекте герцога Эдинбургского я расскажу отдельно.
Ещё один интересный аспект школьной жизни - пожертвования на благотворительность. Это просто бич родителей. Они нам этим голову морочат круглый год. Примерно 5-6 раз в год детям разрешается прийти в школу не в форме, а в какой-нибудь другой одежде. Если ребёнок хочет воспользоваться этой привилегией – принеси деньги на благотворительность, обычно фунт (то в фонд голодающих детей Африки, то в фонд католических благотворительных организаций, то в помощь Манчестеровской королевской детской больницы, то в помощь бездомным и так далее). Если Вы подумали, что ребёнок может сам выбрать, в чём он пойдёт в школу в день без формы, то Вы ошибаетесь, ну или почти ошибаетесь. Такой выбор у ребёнка есть может раз в году. А в остальные 4 раза, ему дают общее направление. Пижамный день – то есть идём в школу в пижаме (В мае! В северной Англии! А не жарко! А как они гулять будут?): а если ребёнок любит в ночной рубашке спать, значит надо бежать пижаму покупать. День литературных героев – выбери любимого и оденься, как он (а в магазинах продаются костюмы пиратов, принцесс, Питера Пэна, фей и так далее). Викторианский день – дети оденьтесь по моде викторианской Англии. День дракона – оденьтесь драконами. Ещё пятнистый день – то есть одежда должна быть в точку. А ещё раз в год имеется день antibullying (чтобы дети друг друга не гнобили), на этот день школа объявляет цвет, значит этот цвет должен присутствовать в одежде. В этом году это был зелёный; в прошлом году – синий; до этого – красный; до этого – оранжевый; жёлтый, кажется уже тоже был. Это мы с одеждой разобрались. А ещё есть кофейное утро в поддержку благотворительного фонда помощи раковым больным Макмиллан (приди, попей очень дорогого кофе!). А ещё детям советуют откладывать медные деньги во время пасхальных каникул (или не покупать сладостей и отложить эти деньги) и пожертвовать их на проведение водопроводов в Африке.
Ещё детей поощряют взять какие-нибудь обязательства (протанцевать в танцевальный день 40 минут без перерыва) и с подписным листом сходить по родным и соседям, каждый подписывается на сколько они дадут на благотворительность, если ребёнок это выполнит. Школа собирает подписные листы, следит, чтобы выполнили, потом возвращает листы родителям за подписью учителей для сбора денег с подписавшихся. Однажды в началке у нас все учителя мужчины с месяц отращивали или усы, или бороды. Школа хотела, чтобы родители подписались и скинулись, я даже не стала смотреть на что. Зрелище было не для слабонервных! Я от этого всего просто зверела. Я бы отдала фунтов 15-20 в год сразу, и отстаньте от меня. В общем, бред! В средней школе начали собирать с детей продукты для «банка продовольствия». Разные консервы, макароны, пачки печений, муку и так далее. Школа собирает пикап полный еды, потом какой-нибуль родитель со строительным бизнесом и пикапом, отвозит собранное в городской «банк еды». А там уже «достойные» бедные приходят в банк и получают коробку с продуктами на две недели. Опять же – будь моя воля, я бы лучше 10 фунтов (1000 рублей отдала бы), чтобы дочке не таскать консервные банки в школу в дополнение к своему огромному и тяжёлому рюкзаку.
А по ассоциации с обязательной благотворительностью у меня была ситуация при преподавании религиозноко образования. Я рассказывала детям в 11м классе (15 лет), что в мусульманских общинах положено платить десятину от дохода (до сегодняшнего дня), из этих денег могут помочь бедным членам общины. Ну, урок кончился, больша перемена. Немусульманские дети ушли обедать, мусульманским - мы разрешали молиться в нашем кабинете, они там и молитвенные коврики в подсобке держали. Пока мальчики начали парты сдвигать (девочки ждут своей очереди в коридоре), два мальчика из 11го класса, у которых только что кончился урок, говорят мне: «Это всё теория, миссис Грэхем. А реальность-то другая! Да, мы платим десятину, только ни одной бедной мусульманской семье в Великобритании из этих денег ни пенни не достанется. Все деньги уйдут за границу, в Палестину, Сирию, Афганистан, Пакистан и так далее». Вот теория религиозной благотворительности, и вот практика воплощения.