Международные исследования показывают, что большинство школ мира не способны обеспечить и не обеспечивают работу с одаренными учениками. О том, как решить эту проблему, рассказали эксперты на семинаре Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ.
«Большинство школ заметно уступает внешкольному сектору в возможности удовлетворить запрос семей на развитие талантов детей, особенно в части разнообразия и качества программ дополнительного образования. В школах не обеспечиваются равные возможности для раскрытия и развития талантов детей из разных групп семей», — подчеркнул стажер-исследователь Центра Константин Анчиков.
Кроме того, родители имеют мало информации о возможностях выявления и развития талантов, а система стимулирования работы учителя с мотивированными и талантливыми детьми несовершенна. Притом что учителя получают дополнительные выплаты чаще всего именно за дополнительные занятия с одаренными детьми, объем этих занятий незначителен, эффективность мала, а процедуры отбора учеников непрозрачны.
«Обеспечить успех каждого ребенка можно при создании условий для раскрытия и развития талантов именно в массовой школе, прежде всего за счет индивидуализации обучения по основной программе и расширения возможностей дополнительного образования», — убежден Константин Анчиков.
Он рассказал о важных, по мнению исследователей, направлениях работы с одаренными детьми.
- Во-первых, должны развиваться системы коммуникаций с родителями для обсуждения возможностей выявления и поддержки талантов в школе.
- Во-вторых, необходимо увеличивать охват педагогов специальными программами повышения квалификации.
- В-третьих, надо повышать мобильность сельских школьников для участия в конкурсах и соревнованиях регионального и федерального уровней.
«Когда мы говорим про развитие одаренности в рамках образования, это происходит благодаря или вопреки условиям школы, — полагает ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Алексей Обухов. — Ведь школа институционально задана как социализирующая, а не индивидуализирующая. И искать школу как пространство для развития одаренности — это тупиковый путь. Другое дело — сочетание основного и дополнительного образования».
В том, что в системе образования России должно быть несколько вариативных треков, рассчитанных на разные категории детей, уверен директор Университетской гимназии МГУ им. М.В. Ломоносова кандидат психологических наук Александр Леонтович: «Мы принимаем на обучение детей, которые уже имеют некоторые результаты. Вопрос в том, как массовой школе заниматься с одаренными детьми?»
По его мнению, надо создать систему диагностики, которая была бы доступна массовому учителю. Это в итоге пригодится для того, чтобы понять, кто из ребят действительно обладает повышенными возможностями, как эти возможности «зацепить» и какой сценарий развития можно предложить.
«Такой задачи перед современной школой не ставится, а ставятся предметные результаты — ЕГЭ и тому подобное, — говорит Александр Леонтович. — Если мы поставим перед школой задачу развития дополнительного образования, развития возможностей и дадим инструмент диагностики результативности этой образовательной работы, то школа сможет предложить для развития одаренности ничуть не меньше, чем центры дополнительного образования».