Найти тему
Две Войны

«Был один нелепый недостаток, который удивил наших инженеров»- как в СССР проводили испытания первого серийного танка Рейха Рz.1?

Оглавление

После прихода к власти в Германии НСДАП во главе с Адольфом Гитлером, любое военно-техническое сотрудничество с Советским Союзом было свёрнуто. Возможность изучить первый запущенный в серию после этого разрыва отношений германский танк советским специалистам представилась только в трофейном виде.

В 1937 году с гражданской войны в Испании в Союз был привезён захваченный в технически исправном состоянии лёгкий танк Рz.1 (у нас он назывался Т-1).

«Английская опытная машина №1»

В тот период в конструкторском бюро завода № 185 им. С.М. Кирова велись работы по созданию «малого гусеничного танка тяжёлого бронирования Т-46-5», поэтому любые зарубежные технические решения представляли интерес. 15 июля 1937 года, по распоряжению 11-го отдела АБТУ РККА №184465, на завод №185 была направлена «английская опытная машина №1», «для детального изучения ее конструкции».

В распоряжение конструкторов завода она поступила 20 августа 1937 года. В целях обеспечения режима секретности, под обозначением «английской опытной машины №1» скрывался первый серийный танк Третьего Рейха.

Т-1 хранился на заводе в опечатываемом на ночь гараже. Для ежедневной фиксации всех производимых с ним действий был назначен ответственный исполнитель – инженер-конструктор завода №185 Ф.А. Мостовой.

Рz.1. Фото в свободном доступе.
Рz.1. Фото в свободном доступе.

К изучению германской бронемашины привлекли 43 человек, разбитых на 5 групп, по 8-9 человек в каждой. Среди этих специалистов были молодые инженеры Л.С. Троянов, Г.Н. Москвин, А.И. Благонравов, Н.И. Груздев, которые стали потом ведущими разработчиками наших танков и бронемашин.

Рz.1 имел пробег по одометру 3426 км. До прибытия на завод, его погоняли на полигоне НИАБТ, «намотав» там 210 км, при работе двигателя в объёме 25 ч. Для проведения более детальных исследований другими организациями, с танка сняли всё вооружение и часть оборудования, поэтому он пришёл в Ленинград некомплектным.

Прогнали по всем возможным условиям применения боевой техники

Испытания проводились в два этапа: полевые и заводские.

Полевые испытания прошли на пересечённой местности с различной несущей способностью, с оценкой работы отдельных агрегатов и оборудования танка на ходу (сиденье, механизм башни, люки, бортовые фрикционы, ходовая часть).

На заводских испытаниях Рz.1 ездил по трамплинам различной высоты, с разными углами заезда / съезда. Для получения характеристик ходовой части на него установили прибор для регистрации перегрузок системы ЦАГИ и тохограф (прибор, показывающий угловые, продольные и поперечные колебания машины).

Рz.1 во дворе завода имени Кирова. Фото в свободном доступе.
Рz.1 во дворе завода имени Кирова. Фото в свободном доступе.

Габариты боевого отделения в подбашенной коробке и башне были оценены как достаточные, расположение боеприпасов – как удобное. Правда был замечен один нелепый недостаток: само размещение экипажа было оценено как неудачное, из-за непроработанной компоновки. Водитель танка, даже среднего роста, при езде по пересечённой местности бился головой о крышу подбашенной коробки, а командир – о крышу башни, из-за расположения линии прицеливания пулеметов в непосредственной близости от неё.

Подъёмный и поворотный механизмы вооружения показали себя хорошо на различных грунтах, скоростях (до 25 км/час) и на сильно пересечённой местности. Обзор с места механика-водителя (вперед, влево и вправо) был признан вполне удовлетворительным.

Что можно позаимствовать, а что – не сто́ит

Удачной признали конструкцию механизмов закрывания люков. Их кинематика позволяла закрывать люк в 2 этапа: предварительное неполное закрывание, с обеспечением притока воздуха извне (но достаточное для защиты от осколков и пуль) и полное закрытие при поджатии пружины.

Испытание на сбрасывание гусениц проводили на различных скоростях, при переезде через полотно железной дороги, при резких поворотах и торможениях, при преодолении мелких канав. Благодаря этому, были выявлены точные условия – когда гусеницы Т-1 спадают, а когда нет.

Фото в свободном доступе.
Фото в свободном доступе.

При попытке преодоления наполненную водой канавы шириной 5 м и глубиной 3 м, танк увяз носовой частью, забуксовал и выйти своим ходом не смог.

Но в целом, благодаря малому удельному давлению (0,34 кг/см²), он демонстрировал высокую проходимость. При движении по торфяному, зыбкому болоту, с трехметровой глубиной поверхностного вязкого слоя, на протяжении 200 м танк погружался на 300-350 мм, но болото было пройдено в двух направлениях. На обратном пути, уже при выходе из болота, танк наступил в свои колеи и застрял. Но для отечественного лёгкого танка Т-26 это же болото тоже оказалось непреодолимым.

Запас хода танка Т-1 при движении по сложной грунтовке и пересечённой местности оказался всего 80 км (исходя из ёмкости баков).

После ходовых испытаний бортовой фрикцион разобрали. Оказалось, что разобрать один бортовой фрикцион не получится без демонтажа всего агрегата трансмиссии (т.е. коробки передач и главного фрикциона). Отсутствие съёмного броневого листа над трансмиссией требовало снять всю верхнюю часть корпуса (башню и подбашенную коробку с передним наклонным листом).

⚡«Американцы врали, в этом бою всё было по-другому!»- как погиб немецкий ас Виттманн в своём последнем бою на танке "Тигр"?

Фото в свободном доступе.
Фото в свободном доступе.

В результате этой работы, наши специалисты получили подробное представление о конструктивных особенностях первых германских танков. И убедились в том, что только начавшее свой путь советское танкостроение не только не отстаёт от зарубежного, но даже кое в чём опережает его.

С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграм. Пишите своё мнение!

Как вы считаете, насколько эффективен Т-1?