В августе 1944-го года при подавлении Варшавского восстания был убит вместе с женой 85-летний художник Виктор Викентьевич Мазуровский.
В полотнах этого яркого, некогда известного, а ныне полузабытого баталиста нашла отражение история многих военных походов русской армии.
Поляк по рождению, первоначальную художественную подготовку он получает в Варшавском рисовальном классе, но уже в 1879–1888 годах учится в петербургской Академии художеств в классе известного художника–баталиста Богдана Павловича Виллевальде.
Успешная учёба ознаменовалась наградами. Большую золотую медаль он получает за дипломное полотно «Дело лейб-гвардии Гусарского полка при Телише 3 октября 1877 года» (1888):
Помимо наград живописец обретает звание классного художника первой степени и поощряется пенсионерской поездкой за границу. Российская армия отмечает его специальной стипендией. Неудивительно, что впоследствии Мазуровский станет и штатным художником Генерального штаба.
А в русской живописи XIX–го и начала ХХ–го веков баталистика процветает. И Виктор Мазуровский вносит свой посильный вклад.
К истории сюжета. Сражение под Аустерлицем между русско-австрийской и французской армиями 20 ноября (2 декабря) 1805 года союзники проиграли. Но мужество и стойкость российских полков восхитили самого Наполеона. Выделялась гвардия Александра I. В ходе одной из её атак лейб-гвардии Конный полк разгромил 1-й батальон 4-го полка линейной пехоты французов. Рядовые Гаврилов, Омельченко, Ушаков и Глазунов захватили «орла» (знамя) этого батальона, ставшее «единственным трофеем союзников в Аустерлицком сражении». В донесении государю М.И. Кутузов отмечал: «Вообще вся гвардия действовала в сей атаке с такою храбростию, какая свойственна корпусу, имеющему щастие охранять особу Вашего Императорского Величества».
К истории сюжета. Утром 9 июля 1812 года к белорусскому посёлку Мир вышел польский 3-й уланский полк полковника Радзиминского и атаковал русскую казачью заставу. Наши не приняли бой и поскакали к ближайшей роще. Из которой навстречу неприятелю вылетели казачьи полки. Дело завершилось разгромом поляков, полковник Радзиминский угодил в плен. По следам схватки Багратион писал: «Наконец неприятельские войска с нами встретились, и генерал от кавалерии Платов гонит их и бьёт…»
Мазуровский создавал полотна не только из славного прошлого. Многих событий становился свидетелем. В русско-японскую войну в 1904–1905 годах находился на фронте корреспондентом от еженедельного иллюстрированного журнала «Летопись войны с Японией».
Затем героями его полотен стали битвы Первой мировой.
И всё же чаще всего обращался живописец к войне 1812 года.
В дни «грозы 12-го года» командующему русской армией после боя подносят французское знамя, изрешечённое пулями. И обстановка вроде бы парадная, но общее настроение исполнено мрачности.
Впрочем, как и в большинстве поздних картин Мазуровского. Художника уже не оставляет понимание трагичности любой войны. А может быть, он уже предчувствовал свою судьбу…
Читайте также:
Подвиг гренадёра Коренного глазами артиллериста Бабаева
«Художник, солдат, атлет, обманутый муж...» Самый необычный и модный художник Пушкинской эпохи