В Крыму, где тесно переплелись культуры Запада и Востока, эклектика различных стилей органично воплотилась в ансамбле Воронцовского дворца.
Замысел сумел прекрасно реализовать английский архитектор Эдвард Блор, построивший у себя на родине немало дворцов для известнейших в Англии людей (в том числе для своего друга Вальтера Скотта), но никогда не бывавший в Крыму, руководствуясь лишь рисунками местности.
Этому способствовал и выбор материала. Из добытого неподалеку крымского диабаза («змеевик», названный по его темно-зеленоватому цвету, порода вулканического происхождения, похожая на гранит, но превосходящая его по прочности и с меньшим размером более однородных кристаллов) была создана удивительная гармония роскошного дворца и величественной горы Ай-Петри.
Зодчий сумел отразить не только ощущения неразрывной связи архитектурного комплекса с природным окружением, но и придать сооружению особый временной контекст.
Северный фасад Воронцовского дворца отсылает к готическому стилю времен Тюдоров, словно возвращая в средневековую Англию.
Южная часть замка, обращенная к морю, является воплощением праздничного мавританского стиля. Эдакая Таврическая Альгамбра. В оформлении южного входа переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса, которые завершаются шестикратно повторенной по фризу арабской надписью: «И нет победителя, кроме Аллаха». Так же как это написано в гранадской Альгамбре в Испании.
Вот так, руководствуясь лишь рисунками местности, зодчий сумел соединить различные стили, воплотить в своем проекте дыхание различных эпох и разных культур и создать шедевр, с которым, по словам его ученика В. Гунта, наблюдавшим за строительством, даже в Англии ничто не может сравниться.
Перед фасадом располагается Львиная терраса с тремя парами беломраморных львов: спящих, пробуждающихся и бодрствующих. Надпись на постаменте гласит, что все шесть изваяний выполнены из каррарского мрамора в мастерской известнеишего итальянского скульптора В. Боннани.
Композицию завершил прекрасный парк, созданный придворным садовником Карлом Кебахом, сумевшим на относительно небольшой площади собрать самые разные экзотические растения, олицетворявшие кусочек земного рая. Парк разбит в пейзажном, или ландшафтном стиле, не искажающем, а дополняющем природу, к которой словно и не касалась рука человека.
«Я посетила небо - и земля исчезла у меня из-под ног», так выразила свои впечатления от посещения парка баронесса Крюднер.
«Каменный хаос» в Алупкинском парке — уникальный уголок, оставшийся нетронутым — практически таким же, каким он был с древних времен, возвращает нас в те времена, когда на земле росли диковинные хвощи и папоротники, а окрестные горы грозным гулом оповещали о сдвигах земной коры.
Подобные каменные хаосы создавались в парках искусственным путем. Алупке же его подарила природа 150 миллионов лет назад. Из нагромождений вулканического диабаза природного происхождения извлекли мелкие обломки, оставив только крупные блоки, чтобы подчеркнуть грандиозность этой всей картины.
Вершину этого величественного каскада каменных глыб увенчали рощей итальянских сосен и кипарисов.
Писатель прошлого века Е. Л. Марков в «Очерках о Крыме» писал: «Нигде, кроме Алупки я не видел такого сочетания архитектурного гения с гением пейзажиста, моря с горами, камня с лесом, дикости природы с изяществом цивилизации». Убедитесь в этом сами. Единый ансамбль Алупкинского парка и Воронцовского дворца превзойдет все ваши ожидания.
Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь, пишите отзыв - буду Рада! Впереди много новых открытий! 💫