Найти тему
Крым Дзен

🏰 2 в 1, или Эклектика архитектуры Воронцовского дворца

В Крыму, где тесно переплелись культуры Запада и Востока, эклектика различных стилей органично воплотилась в ансамбле Воронцовского дворца.

Воронцовский дворец
Воронцовский дворец

Замысел сумел прекрасно реализовать английский архитектор Эдвард Блор, построивший у себя на родине немало дворцов для известнейших в Англии людей (в том числе для своего друга Вальтера Скотта), но никогда не бывавший в Крыму, руководствуясь лишь рисунками местности. 

Северный фасад Воронцовского дворца
Северный фасад Воронцовского дворца

Этому способствовал и выбор материала. Из добытого неподалеку крымского диабаза («змеевик», названный по его темно-зеленоватому цвету, порода вулканического происхождения, похожая на гранит, но превосходящая его по прочности и с меньшим размером более однородных кристаллов) была создана удивительная гармония роскошного дворца и величественной горы Ай-Петри.

Воронцовский дворец на фоне горы Ай-Петри. Фото: И. Кузьмин
Воронцовский дворец на фоне горы Ай-Петри. Фото: И. Кузьмин

Зодчий сумел отразить не только ощущения неразрывной связи архитектурного комплекса с природным окружением, но и придать сооружению особый временной контекст.

Воронцовский дворец, вид сверху
Воронцовский дворец, вид сверху

Северный фасад Воронцовского дворца отсылает к готическому стилю времен Тюдоров, словно возвращая в средневековую Англию.

Фото: И. Кузьмин
Фото: И. Кузьмин

Английская готика в Крыму. Фото: И. Кузьмин
Английская готика в Крыму. Фото: И. Кузьмин
Английская готика в Крыму. Фото: И. Кузьмин
Английская готика в Крыму. Фото: И. Кузьмин

Южная часть замка, обращенная к морю, является воплощением праздничного мавританского стиля. Эдакая Таврическая Альгамбра. В оформлении южного входа переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса, которые завершаются шестикратно повторенной по фризу арабской надписью: «И нет победителя, кроме Аллаха». Так же как это написано в гранадской Альгамбре в Испании.

Южный вход со стороны моря с арабской надписью «И нет победителя, кроме Аллаха»
Южный вход со стороны моря с арабской надписью «И нет победителя, кроме Аллаха»

Надпись на воротах правосудия во дворце Альгамбра (XVIII в.) гласит: «Хвала Богу. Нет Бога, кроме Аллаха, Il Магомет пророк его. Нет иной власти, кроме Божьей»
Надпись на воротах правосудия во дворце Альгамбра (XVIII в.) гласит: «Хвала Богу. Нет Бога, кроме Аллаха, Il Магомет пророк его. Нет иной власти, кроме Божьей»

Вот так, руководствуясь лишь рисунками местности, зодчий сумел соединить различные стили, воплотить в своем проекте дыхание различных эпох и разных культур и создать шедевр, с которым, по словам его ученика В. Гунта, наблюдавшим за строительством, даже в Англии ничто не может сравниться.

Южный фасад Воронцовского дворца
Южный фасад Воронцовского дворца
Вид с южной террасы
Вид с южной террасы

Перед фасадом располагается Львиная терраса с тремя парами беломраморных львов: спящих, пробуждающихся и бодрствующих. Надпись на постаменте гласит, что все шесть изваяний выполнены из каррарского мрамора в мастерской известнеишего итальянского скульптора В. Боннани.

Монументальная лестница с беломраморными львами
Монументальная лестница с беломраморными львами

Композицию завершил прекрасный парк, созданный придворным садовником Карлом Кебахом, сумевшим на относительно небольшой площади собрать самые разные экзотические растения, олицетворявшие кусочек земного рая. Парк разбит в пейзажном, или ландшафтном стиле, не искажающем, а дополняющем природу, к которой словно и не касалась рука человека. 

Фото: И. Кузьмин
Фото: И. Кузьмин

«Я посетила небо - и земля исчезла у меня из-под ног», так выразила свои впечатления от посещения парка баронесса Крюднер.

Фото: И. Кузьмин
Фото: И. Кузьмин

Лебединое озеро
Лебединое озеро

Итальянская пиния
Итальянская пиния

«Каменный хаос» в Алупкинском парке — уникальный уголок, оставшийся нетронутым — практически таким же, каким он был с древних времен, возвращает нас в те времена, когда на земле росли диковинные хвощи и папоротники, а окрестные горы грозным гулом оповещали о сдвигах земной коры.

Каменный хаос Алупкинского парка
Каменный хаос Алупкинского парка

Подобные каменные хаосы создавались в парках искусственным путем. Алупке же его подарила природа 150 миллионов лет назад. Из нагромождений вулканического диабаза природного происхождения извлекли мелкие обломки, оставив только крупные блоки, чтобы подчеркнуть грандиозность этой всей картины.

Вершину этого величественного каскада каменных глыб увенчали рощей итальянских сосен и кипарисов.

Большой хаос возвышается в северной части Воронцовского парка
Большой хаос возвышается в северной части Воронцовского парка

Писатель прошлого века Е. Л. Марков в «Очерках о Крыме» писал: «Нигде, кроме Алупки я не видел такого сочетания архитектурного гения с гением пейзажиста, моря с горами, камня с лесом, дикости природы с изяществом цивилизации». Убедитесь в этом сами. Единый ансамбль Алупкинского парка и Воронцовского дворца превзойдет все ваши ожидания. 

Здание дворца развернуто таким образом, что повторяет собой очертания виднеющихся гор
Здание дворца развернуто таким образом, что повторяет собой очертания виднеющихся гор
Улица Дворцовая. Фото: И. Кузьмин
Улица Дворцовая. Фото: И. Кузьмин

©️Т. А. Зорова

Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь, пишите отзыв - буду Рада! Впереди много новых открытий! 💫

Судак. Воспоминания о Генуе
Крым Дзен 21 января 2023
Римско-католический храм Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии в Ялте
Крым Дзен 8 ноября 2022