Домашнее задание (рассказ)
I.
Негромкий сигнал будильника огласил одиночный рум общежития, и студент первого курса факультета Коррекции Социальных Взаимодействий Глеб Иванович Авось проснулся.
Времени до занятий было с запасом, вставать не хотелось, и в пододеяльной утренней неге мысли сами собой свернули в русло прошедшего вечера, который обещал быть (и стал, таки!) томным. Этому виной была долгожданная встреча со студенткой Юноной. (Да, случайность! Да, в Галактических масштабах и не такое бывает - поспорим? )
Молодые люди давно симпатизировали друг другу, долго присматривались, и всё же разрешили свиданием свой взаимный интерес. Недовольных, смею заметить, не было.
Оба оказались в университете Глобальных Корректив не случайно: усилий для поступления пришлось приложить немало. Даже юноша, несмотря на фамилию вполне организованный, изрядно попотел, проходя вступительное тестирование.
Приятные воспоминания, постепенно улетучиваясь, уступили место другим мыслям, и молодой человек резко вскочил с кровати. "Домашнее задание!" - пронеслось пулей в его резко взбодрившемся сознании.
В угоду встрече, он, прекрасно усвоивший материал, отложил на утро задачу по стабилизации равновесия группы. Вопрос был чисто вычислительным, не требовал излишних умственных усилий, и мог быть решен в короткий срок до занятий.
"Таак"- открыл он диалог на экране портативного персонвиза: "что тут у нас?"
После нескольких лёгких, но активных движений пальцами над экраном машина услужливо выдала:
"Исходные данные.
Размер группы - 1 квнтлрд. соул.
Начальная нестабильность - 99,9 %
Целевая стабилизация - менее 1 %(в пределах погрешности)
Методология - ограничений нет.
Специальные условия - нет.
Дополнительно: вероятность успешной стабилизации - 50%"
"Вот это масштаб!" - упало в пятки сердце юноши. - "Не проходили, не задавали...".
Но, вопросы такого плана уместно и не поздно было бы задать вчера. А сегодня, имея в запасе полчаса, молодой человек, не привыкший отступать, ринулся в бой. Нещадно тираня пальцами и эмоционально свою "персоналку" с выходом на общую сеть, он раз за разом получал ответ: "корреляция отрицательна". Это означало провал. Таяли как снег известные ему методы (коих уже было немало), таяло время на часах.
И лишь в последние минуты, попробовав формулы с самого начального этапа обучения, юноша сдвину процесс с мертвой точки и начал идти вперёд в решении. Невдомёк ему было, что вчера вечером... .
II.
"Что, самый умный да? Ну на, получи! Кушай на здоровье. Полюбуемся завтра на результат пищеварения!" - с подобными мыслями свернул свой персонвиз Арсений Рудольфович Коуд, сокурсник бедолаги Глеба.
И не то чтобы этот молодой человек был многозлобен или нелюдим, но его отношения с техникой всегда и всячески строились лучше, чем с людьми.
Поступок, им совершенный, являлся следствием некоторой зависти к лёгким, на взгляд, успехам Глеба. Да и внимание Юноны он получил бы с удовольствием.
А сделано было следующее:
1. удаленно взломаны секции вычислителя Центральной кафедры и факультета;
2. домашняя задача Глеба разменяна местами с произвольной задачей, решаемой не худшими умами кафедры.
С самого начала учебы Арсений то здесь, то там малозаметно применял свои таланты в корыстных целях, сколько либо успешно продвигаясь в учебе. Ходили даже (и соответствовали истине) слухи, что он со взломом проставил себе необходимые баллы для поступления. Его бы таланты, да в мирных целях, на другом факультете. Но юноша в последний момент успел хотя бы сюда и обучался, терзаясь сам и изредка мешая другим.
Совершив коварство, он отправился спать, но заснуть долго не мог. Волны мыслей качали его между грёзами о девушке и сладостью мести.
III.
В то, богатое событиями утро интеллигентно-тихая паника воцарилась в помещении кафедры и ядовитой лозой быстро расползалась по университету.
"Это фиаско!",
"Где она!?",
"От нас результат ждут, а мы работать не можем!", - доносилось из разных углов.
Море волнуется.
Раз - и всё затихло: вошёл ректор Всеволод Владимирович Покровский. Компанию ему составил руководитель вычислительного центра с пачкой бумаг в руках.
"Уважаемые коллеги"- начал старший: "Возникшая ситуация, конечно, нетипична и весьма щекотлива. Но, и это главное: причины и последствия определены, порядок действий разработан, к виновным меры будут приняты. А потому, призываю вас вернуться к работе, воспользовавшись попутно несколько архаичными бумажными инструкциями. На предстоящем совещании обсудим некоторые, возникшие попутно, моменты. Удачных свершений!"
С последними словами ректор покинул помещение, а за ним вышел и старший по цифрам, оставив на ближнем столе бумаги.
IV.
Глеб, впервые с начала обучения не уверенный в себе, все первое занятие дня сидел, как на иголках, и грел одну мысль: "Только бы не позвали ответить". Нет, задачу он, конечно, решить успел, но ни секунды не был уверен ни в правильности подхода ни в результате.
Поэтому юноша испытал даже некоторое облегчение, когда дверь аудитории открылась и (на минутку!) секретарь ректора объявила:
"Студенты Авось и Коуд, пройдите в кабинет Всеволода Владимировича"
В течение всего путешествия по коридорам, лифтам и холлам Глеб тщетно пытался связать вызов к руководству со своими "успехами" и подсознательно чувствовал, что таковая связь есть. Коуд молчал и хмурился.
В кабинете, равномерно и не ярко залитом солнечным светом, ректор ждал их один.
"Доброго дня" - поприветствовал он вошедших.
"Здравствуйте!" - почти хором отозвались студенты.
"Будущие коллеги" - продолжил ректор: "Собравшихся достаточно, чтобы разобрать ситуацию, которая сложилась вчера и имела продолжение сегодня. Уверяю вас, что суть произошедшего ясна полностью. Последствия устранены. Теперь мне хотелось бы выяснить некоторые моменты, возможно личного характера. Именно поэтому мы здесь одни."
Студенты переглянулись, но яснее не стало.
"Расскажите, что вы делали сегодня утром?"- перенес Всеволод Владимирович взгляд на Глеба.
"Ничего" - слегка сжался тот, приписывая строгости голоса старшего нотки обвинения.
"Да нет же" - успокоил ректор: "Изложите как цепочку фактов ваши действия, начиная с прихода в бодрость."
"Проснулся, встал, выполнил оставшуюся часть домашнего задания, пришел на учёбу, был вызван к вам" - был ответ.
"Расскажите, как вы решали домашнее задание?"
"Испытывал значительные трудности, но, думаю, справился. Меня еще не опрашивали".
"И не будут" - улыбнулся ректор - "Дело в том, что решенная вами задача предназначалась вовсе не вам. Над ней ломали головы многие наши умы, а, в итоге, закончил это студент. Нечто похожее мне уже встречалось, и по вашему решению я могу предположить что методы были самыми простыми, а шаги - исключительно последовательными".
"Это верно" - подтвердил Глеб.
"Так вот" - подытожил ректор: "Вы молодец. Я мог бы рекомендовать зачесть вам экстерном остаток курса, но ведь вы и не согласитесь?".
"Не соглашусь" - отозвался Глеб.
"Вот и правильно. Овладевайте всей полнотой знаний и не теряйте хватки. Я лишний раз убедился в правильности подбора учащихся" - взгляд ректора переместился на Арсения и потяжелел - "Для вас у меня тоже есть предложение, но придется признать публично вину в подмене задач".
"Полностью признаю вину" - потупил взор Арсений уже под двумя тяжёлыми взглядами. Затем всё таки поднял глаза и добавил: "Глеб, прости, если можешь".
Далее продолжил ректор: "Итак, признание состоялось - предложению быть. Зная ответ, все же спрошу: хотели бы вы заниматься теми дисциплинами, которые вам интересны?"
"Да"- коротко, но с огоньком в глазах ответил Коуд.
"В таком случае, вы будете переведены на факультет общих вычислений. Помните, наказания не последует только потому, что мне не нужны озлобленные или недовольные студенты, которым потом с людьми и над людьми работать. За вами - послушание и прилежность".
"Спасибо" - только и сказал Арсений, а вторую благодарность адресовал Глебу - "За то, что не держишь зла".
V.
Синхронное парное "Ууххх, проскочили!" прозвучало спустя несколько минут на выходе из ректорского кабинета. Студенты переглянулись, рассмеялись, пожали друг другу руки и по коридорам, лифтам и холлам возвращались на пары двое обретённых друзей.
Примечания:
Рум – от англ. Room (комната). Здесь – комната, жилое помещение.
Соул – от англ. Soul (душа). Здесь – 1 соул = 1 человек или приравниваемое к нему существо.
Персонвиз (персональный визуализатор) – вымышленное устройство для персональной обработки информации, имеющее связь с другими устройствами и сетями устройств. Метод управления сенсорно-жестовый.