Найти тему
Prichod.ru: Чем живет Церковь?

Епископ Зеленоградский Савва: «Крещенские купания» — это не богослужебная и не уставная практика

Она существовала и до революции, но получила широкое распространение скорее в последние годы. Если человек, отправляясь купаться на Богоявление, совершает молитву, в молитве погружается в воду, вспоминает Крещение Спасителя, то можно говорить о некоей благочестивой религиозной практике. Сравнимой, например, с освящением верб (хотя последнее упоминается в богослужебном уставе) или с древним «шествием на осляти» или же воспроизведением кувуклии гроба Господня в Новоиерусалимском монастыре. Всё это — способы материализованного, наглядного воспоминания о некоторых Евангельских событиях.

Если же «купания» превращаются в вакханалию с обильным распитием алкоголя, ярмаркой тщеславия и разными другими непотребствами, то это является извращением картины воспоминаний Евангельских событий. Грехом.

И, конечно же, «Крещенское купание» не очищает от греха, не «омывает» грехи, даже при самой благочестивой обстановке. Благочестивое совершение купания может способствовать правильному внутреннему настрою — настрою на раскаяние в своих грехах, желанию вести жизнь по заповедям Христа. Непосредственно в праздник — настрою поисповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Которые и попаляют грехи.

Из сказанного следует: будут в этом году купания — замечательно, благочестивые любители этой практики, смогут ей следовать; не будет где-либо купаний в этом году — ничего страшного, храмы остаются открытыми, возможность помолиться за службой, причаститься есть у всех. Впрочем, будем надеяться, что полюбившийся современному русскому человеку обычай, напоминающий ему о православном празднике, сохранится и впредь.

PS. Неизменное напоминание: поскольку купание — лишь обычай, не следует устремляться в ледяную купель тем, кому это противопоказанно по состоянию здоровья.