Найти тему

Процесс...

Итак, наконец-то созрел написать пост о своём рабочем процессе. Частично расскажу на примере одного из недавних проектов.

1-й этап. Обсуждение.

Естественно, всё начинается с запроса со стороны заказчика. На этом этапе я стараюсь получить максимальное кол-во нужных мне деталей, чтобы понять задачу и объём работы. Я не сторонник брифов-опросников с большим количеством пунктом о конкурентах, миссиях компании (если это компания) и т. п. в случае, когда речь идёт о логотипе; а если это не логотип, то тем более эти брифы — лишняя трата времени. Всё, что я прошу от заказчика, это, как правило:

  • полное название надписи, будь то логотип или, например, принт;
  • примеры стилистики;
  • специфические требования — бывает, что у заказчиков есть определённые запросы по композиции т. п.;
  • информация о деятельности заказчика и дальнейшем использовании требуемого дизайна.

Утверждение стилистики.

Сразу отмечу, что примеры дизайна, надписей я прошу исключительно для понимания направления, а не для точного копирования. Хотя бывают заказчики, которые просят делать максимально близко к показанному примеру/примерам, но я сразу поясняю, что, во-первых, точно копировать — это не этично, особенно если речь идёт о работах других авторов, а во-вторых, я в любом случае стараюсь как-то разнообразить работу так, чтобы не плодить клоны и не создавалось впечатление, что надпись сделана с использованием готовых шрифтов, раз уж «вы пришли ко мне за оригинальной работой».

Бывает, что заказчики полагаются сугубо на моё видение и не предоставляют никаких примеров, но по опыту уже знаю, что такие моменты чаще всего оборачиваются тем, что в итоге после первого этапа работы и презентации концептов, вдруг выясняется, что у заказчика всё-таки есть какие-то свои предпочтения и «это нравится/это не нравится», и процесс откатывается к начальной стадии, когда оговаривается стилистика, при этом время и усилия уже потрачены, а работы в итоге прибавляется. В общем, в таких ситуациях я сам делаю подборку работ, стилистика которых по моим ощущениям подходит под конкретный проект.

Обычно подборка работ, или, как говорят англоязычные — moodboard, выглядит похожим образом. Это всё референсы, которые мне прислал заказчик; часть из этих работ — мои, часть — других дизайнеров.

-2

Иногда примеров больше, иногда меньше, что тоже может влиять на процесс обсуждения. Поскольку на первой стадии проекта я делаю 2 эскизных концепции «от руки», то в случае, если заказчик показывает большое кол-во примеров, я заранее предупреждаю, что буду ориентироваться на несколько примеров на свой выбор, либо пробовать что-то «общее», что в итоге может не совсем отвечать ожиданиям заказчика (так тоже бывало), поэтому мне нужно либо его согласие, либо сокращение кол-ва примеров. Вероятно кому-то это может показаться слишком дотошным, но подобный подход я выработал в результате своего личного опыта, и для меня это способ избежать большого кол-ва наиболее частых спорных моментов и недопонимания. В конце-концов, мне так удобней работать.

Изредка всё-таки случается, что я соглашаюсь с заказчиком, который предоставляет мне полную свободу действий относительно стилистики надписи и полагается на мой опыт. Чёткого алгоритма, согласно которому я выбираю соглашаться или нет не существует, я больше полагаюсь на интуицию и чувство человека, с которым общаюсь. Всё-таки опыт какой-никакой уже сложился за более чем десяток лет.

Условия работы.

Помимо обсуждения стилистики предполагаемой работы и технических нюансов, которые влияют на сам дизайн, я оговариваю условия работы, а именно, поэтапность, количество вариантов и правок, а также процесс оплаты.

Что касается поэтапности и кол-ва вариантов и правок, то я работаю по следующей схеме. Процесс делится на две основных стадии. На первой стадии я разрабатываю две эскизных концепции «от руки», после чего показываю концепты заказчику. Заказчик определяется с выбором, присылает какие-то правки, пожелания, комментарии, после чего я приступаю ко второму этапу — доработке и финализации выбранного варианта. Заказчик может вносить незначительные правки два раза (я называю это раундами правок), то есть, после того, как я показываю заказчику доведённый согласно его комментариям вариант, он может внести коррективы ещё раз.

Если заказчик в процессе работы вдруг меняет концепцию, например, решает, что ему нужен логотип не в «рукописной» стилистике, а что-то более строгое с ориентиров на гротескный шрифт, то каждый такой вариант оплачивается отдельно эквивалентно половины стоимости за проект. Дополнительные правки сверх двух оговоренных тоже оплачиваются отдельно. В этом случае, как правило, стоимость дополнительного раунда правок составляет определённый процент от общей стоимости.

Перед первым этапом заказчик вносит аванс в размере 70%, остальные 30% — после выбора концепции, то есть перед началом второго этапа работы. Иногда я запрашиваю 100% предоплату, если, например, это не разработка логотипа, а, скажем, дизайн надписи-принта на одежду, что по стоимости выходит на порядок ниже, чем тот же логотип. Или же, если я по каким-то соображениям соглашаюсь на бюджет заказчика — более низкий по сравнению с изначально обсуждаемым и т. п. Несмотря на то, что мои условия кажутся достаточно жёсткими и чёткими, я стараюсь подходить к вопросу гибко. Бывает так, что для заказчика мои условия оказываются не по карману, но при этом он не хочет идти к рекомендованным мною другим авторам, а хочет работать именно со мной, и я чувствую, что проект может пройти максимально гладко, или человек мне просто симпатичен.., разное бывает.., в таких случаях я могу согласиться на его бюджет, или на что-то среднее. Всегда стараюсь ориентироваться по ситуации.

Продолжение следует…