Найти в Дзене
На западе

Как литовцы в СССР самолёт угоняли, чуть не изменив сценарий Иронии судьбы. И как бесславно закончилась их жизнь в США

Наверное, многих до сих пор мучает вопрос - как герой Мягкова в культовом фильме "Ирония судьбы, или С лёгким паром!" сел в самолёт вместо своего приятеля? Ведь на стойке регистрации в те времена в обязательном порядке требовали паспорт и имя должно было совпадать с именем, от руки вписанном в билет. Поэтому, давайте сначала небольшой экскурс в историю.

"Ирония судьбы, или С лёгким паром!" – экранизация пьесы Эмиля Брагинского. Того самого автора сценариев для "Берегись автомобиля", "Гараж" и многих других фильмов, на премьеры которых в кинотеатры стояли огромные очереди.

Сама пьеса была написана в 1969 году и шла в театрах по всему Советскому Союзу. Те, кто видел её "живьём", говорят, что кино снято прямо точь в точь по ней. Оригинальное название было "С лёгким паром! Однажды в новогоднюю ночь..."

И в том году, действительно, билет на самолёт был не именным. Для посадки достаточно было просто предъявить паспорт. Сам же фильм вышел на экраны в 1975-м, когда правила перелётов уже изменились. Изначально была идея отправить Лукашина в Ленинград на поезде, но в итоге решили сценарий не менять, тем более, что ведь нигде не указано, когда именно происходили все эти события.

Ну, вот мы и подобрались к заголовку заметки, который самым неожиданным образом оказался связан с необычной историей любви Жени Лукашина и Нади Шевелёвой.

Правила перелёта и оформления проездных документов были изменены Аэрофлотом в 1970-м из-за того, что в этом году, впервые в СССР был совершён угон воздушного судна, который осуществили двое литовцев.

Тогда не только билеты продавали без предъявления паспорта, но и личного досмотра не проводили. Поэтому папа с сыном - Пранас и Альгирдас Бразинскасы (на фото по центру и слева) спокойно пронесли в самолёт под плащами не только пистолет и ручные гранаты, но и обрез ружья.

-2

Конечно, зачинщиком был отец, давно и упорно ненавидевший советскую власть. С 1944-го он, как и многие другие литовцы, прислуживал фашистским захватчикам, занимаясь возведением понтонных переправ и снабжением оружием "Лесных братьев" - нациствующих прибалтийских бандформирований.

Впрочем, наказания за это ему удалось избежать, но в 55-м его посадили на год за злоупотребление служебным положением, а в 65-м - снова, но уже за воровство. Будучи завмагом, он покусился на государственное имущество, но довольно-таки быстро вышел по амнистии. И взялся за контрабанду и спекуляцию. Чем привлёк пристальное внимание соответствующих органов в 70-м. Почувствовав, что "запахло жареным", Пранас принял решение угнать самолёт и "свалить за бугор".

К сожалению, экипаж на тот момент времени не имел чётких инструкций, как действовать в случае захвата. Стюардесса, Надя Курченко (на фото справа) была убита на месте, а командир корабля и штурман - ранены, в результате чего остались инвалидами на всю жизнь.

Вариантов не было и второй пилот произвёл посадку в Турции, которая не выдала преступников, но для проформы посадила отца на восемь (по факту отсидел четыре), а сына на два года.

Сразу после отсидки родственники первым делом метнулись в посольство США просить политического убежища. Но американцы не оценили душевного порыва прибалтов и те придумали новую схему. Купив билет в одну из стран Латинской Америки с пересадкой в Нью Йорке, они тайком покинули аэропорт во время этой самой пересадки и сделались нелегалами.

Там сразу побежали в литовскую общину, которая уголовное прошлое папаши попыталась представить как диссиденство и борьбу против Советов. Но безрезультатно. Гражданство им так и не дали.

Работать Бразинскасы не хотели, а красиво жить хотелось очень. Сын пытался куда-то устроиться, но из-за конфликтного характера нигде надолго не задерживался. Отец даже не собирался. Проживали христа ради у приютивших их литовцев.

Пранас так за всю свою жизнь не удосужился выучить ни единого английского слова, что впрочем, не помешало ему влиться в какую-то шайку, приторговывающую оружием. Соседи полоумного деда обходили стороной, поскольку выпив, он мог с ножом наброситься на любого прохожего, "узнав" в нём агента КГБ.

Закончилось всё вполне предсказуемо. В двухтысячных годах отец с сыном в очередной раз поссорились, молодость победила и папаша скончался в результате полученной черепно-мозговой травмы от нескольких ударов по голове. Дали Альгирдасу 16 лет, с тех пор о нём ничего не известно.

Так бесславно закончили свою жизнь "гордые литовские парни", из-за которых, собственно, мы до сих пор виним Эльдара Рязанова в том, что он не вполне законно "посадил Лукашина" в самолёт вместо другого человека.

Вот уж, действительно, Ирония судьбы...