Найти в Дзене
Советское Кино

«Кин-дза-дза!» — умная кинофантастика от мастера советской комедии

Фильм Георгия Данелия «Кин-дза-дза!» вышел в 1986 году, то есть уже после начала перестройки. Тем не менее он получился по духу очень советским (в лучшем смысле этого слова).

Фильм начинается так. К прорабу Владимиру Николаевичу (его играет Станислав Любшин), вышедшему из дома в магазин за макаронами, на зимней московской улице обращается юноша — студент текстильного института Гедеван (Леван Габриадзе). Он указывает на странного человека, который стоит возле булочной босой и в каких-то лохмотьях. Они подходят к нему вдвоём с целью помочь (и это уже говорит о том, что они — люди добрые, отзывчивые). Мужчина рассказывает им, что он инопланетянин. Владимир Николаевич (в дальнейшем просто дядя Вова) нажимает на какую-то кнопку на приборе, который этот мужчина держит в руках, и тут же вместе с Гедеваном оказывается в жаркой пустыне.

Сначала герои решают, что находятся где-то в Средней Азии. Но эта догадка не подтверждается. На самом деле их забросило на далёкую планету Плюк. И здесь их ждёт немало удивительных приключений.

Изображение со страницы https://www.domkino.tv/news/12794
Изображение со страницы https://www.domkino.tv/news/12794

Вскоре выясняется, что одни жители Плюка именуются пацаками, а другие — чатланами. И первые должны всегда носить в носу колокольчик, а также приседать перед вторыми с выкриком «Ку!».

Вдобавок ко всему в зависимости от социального статуса жители планеты Плюк должны носить разные штаны — малиновые, жёлтые, зелёные, сиреневые, серые...

Об устройстве Плюка дядя Вова и Гедеван узнают от двух местных бродячих артистов — Би (его играет Юрий Яковлев) и Уэфа (эта роль досталась Евгению Леонову). Кстати, в данном фильме могли засветиться и другие актёры первой величины. Так, допустим, Леонид Ярмольник должен был появиться на экране в образе инопланетянина, продающего космическую пыль. Он даже приезжал на съёмки в Каракумы, но по техническим причинам снять эпизод с ним не получилось. Кроме того, в первоначальных вариантах сценария существовал персонаж, которого должен был играть Бронислав Брондуков. Однако из-за проблем со здоровьем он также не смог принять участие в съёмочном процессе...

Но вернёмся к сюжету. У дяди Вовы с собой в кармане был коробок спичек. И он даже не представлял себе, как сильно это ему поможет. Дело в том, что на Плюке спички — ценнейшая валюта (это блестящая идея Данелии, заставляющая, среди прочего, задуматься о природе денег), и их можно обменивать по выгодному курсу на всё что угодно. Одна гравицапа (прибор, позволяющий местному летательному аппарату — пепелацу за секунду переместиться с одной планеты на другую) стоит всего половину спички!

Что ещё можно сказать о Плюке? Очевидно, что когда-то на этой планете существовала высокоразвитая цивилизация, но теперь всё пришло в упадок. И все сложные агрегаты и машины, показанные в фильме, — очень старые и очень ржавые. Кажется, они вот-вот развалятся. Мало того, на планете уже нет морей, животных и даже растений — всё превращено в топливо. И дальше Плюк явно не ждёт ничего хорошего.

В какой-то момент герои оказываются на ещё одной планете — она называется Хануд. И вот она уже абсолютно пуста — на ней нет даже воздуха. Дядя Вова пытается остаться и умереть здесь. Он осознал, что снова увидеть Землю ему уже не удастся, и это приводит его к полнейшему отчаянию. Он и Гедеван упустили свой шанс, потому что решили вытащить из тюрьмы Уэфа и Би. Так проявилось благородство героев, они понимают, что бросать людей и инопланетян в беде ни в коем случае нельзя — это просто неправильно. И особенно сильным выглядит этот поступок, если учесть, что Би и Уэф несколько раз поступали с ними откровенно подло, предавали и обманывали их...

В целом «Кин-дза-дза!» — это очень хорошее, качественное кино. Конечно, здесь нет таких спецэффектов, как, скажем, в «Звёздных войнах». Но эту картину всё равно приятно смотреть и пересматривать. Потому что Данелии удалось создать мощное социально-философское полотно. И изображённый здесь антиутопичный мир продуман до мелочей. Для плюкан Данелия даже придумал свой особый язык. И некоторые слова из него вошли в обиход, стали общеупотребительными.

В фильме и вправду много грустной сатиры, но радует, что заканчивается он всё-таки на хорошей ноте. Да, Гедеван и дядя Вова не построили на Плюке социализм и не превратили эту планету в цветущий сад. Но они всё-таки смогли вернуться домой. Они вновь оказались в родном Советском Союзе, где нет никаких пацаков, чатлан и цветовой дифференциации штанов.